Железнодорожный следственный отдел СУ СК России по Рязанской области отказался возбудить уголовное дело об избиении гражданского активиста Алексея Борисова на акции протеста 31 января. Также следователь не стал возбуждать дело в отношении самого рязанца по статье о заведомо ложном доносе (статья 306 УК РФ). Об этом Борисов рассказал «7x7» 25 марта.

Гражданский активист Алексей Борисов вечером 31 января из Железнодорожного отдела полиции попал в Областную клиническую больницу с переломами трех ребер и повреждением легкого. Во время мирного шествия его задержали силовики, провели в микроавтобус и, по его утверждению, избили дубинками. В ночь на 1 февраля в ОКБ его опросил следователь о подробностях получения травм, после выписки Борисов подал заявления об избиении в полицию и Следственный комитет.

Постановление об отказе от 5 марта Борисов смог получить лишь 25 марта: ему предлагали дождаться письма, в предоставлении копии постановления отказали.

Во время проведения проверки старший лейтенант юстиции Евгений Боканов установил, что «задержания проводились корректно», физическая сила к задержанным не применялась, «сотрудники ОМОНа действовали вежливо и корректно», — такие выводы он сделал на основании опроса других задержанных. Рассмотреть момент задержания Борисова возле «Амакс Конгресс-отеля» на записях, сделанных видеокамерами отеля, следователь не смог.

В постановлении также описаны общая обстановка и моральное состояние правоохранителей на акции 31 января: «Собравшиеся люди вели себя агрессивно, выкрикивали различные лозунги и призывы, в том числе связанные с недовольством действиями властей и действующим законодательством. Среди прочих собравшихся на митинге был Борисов А. А., который является известным активистом в Рязани. Среди присутствующих на митинге сотрудников правоохранительных органов наблюдался высокий уровень тревожности в связи с применением насилия в отношении сотрудников в других городах и большим количеством провокаторов».

Исходя из пояснений Боканова, правоохранители предполагали, что со стороны участников акции, также и со стороны Борисова, к ним «могут быть совершены провокационные действия, в том числе с применением насилия к представителям власти».

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Фото предоставлено Алексеем Борисовым

Следователь не исключил, что Борисов «может оговаривать сотрудников правоохранительных органов по причине его неприязненного отношения» к ним из-за его задержания, а также привлечения к административной ответственности за участие в несогласованной акции.

«Выявленные у Борисова телесные повреждения могли быть получены в иных обстоятельствах и не связаны с рассматриваемым событием», — заключил следователь.

В постановлении говорится, что сотрудники следственного отдела обязаны были рассмотреть вопрос о возбуждении дела за заведомо ложный донос, ложное сообщение о совершенном преступлении. Но не стали этого делать, поскольку Борисов «действительно считал, что в отношении него было совершено преступление сотрудниками правоохранительных органов». 

Постановление не вступило в законную силу.

По словам Борисова, он не сомневался в отказе в возбуждении дела, интересовало лишь то, в какой форме оно будет написано и какой будет причина. Он считает, что найти свидетелей, готовых дать показания против силовиков, очень сложно. Он связывался с молодым человеком, которого били в том же микроавтобусе, но тот отказался давать свидетельские показания. 

— Я предполагал, напишут, что не установили личности избивших меня сотрудников, но чтоб такое... Заподозрить меня в желании напасть на сотрудников, в ложном доносе, да еще и в том, что мне сломали ребра до начала акции где-то в другом месте, — это полный беспредел. То есть я где-то сломал ребра, потом с пробитым легким пришел на акцию, меня вежливо попросили пройти в машину, а я обвинил силовиков в избиении? Мы уже перестали удивляться такому беспределу, но так не должно быть. Нельзя с этим мириться, — прокомментировал Борисов. 

Активист собирается обжаловать постановление.


Алексей Борисов — водитель большегруза, который до 2016 года «не интересовался политикой». После введения системы взимания дополнительных платежей с большегрузов «Платон» стал принимать участие в общероссийских маршах протестов дальнобойщиков. В последние годы провел несколько одиночных пикетов против повышения пенсионного возраста, против несправедливого приговора по делу «Сети»*, против «вечного правления Путина». По утверждению Борисова, все его протесты были мирными и он лишь добивается возможности жить в правовом государстве и честно зарабатывать на жизнь.

* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ