Сыктывкарский городской суд не принял коллективный иск жителей Коми, в котором они потребовали признать незаконной передачу мандата депутата Госсовета его нынешнему спикеру Сергею Усачёву. Истцы считают, что «Единая Россия» нарушила их избирательные права, передав освободившийся мандат вне очереди и пропустив более 20 претендентов, имевших приоритетное право на депутатское кресло по партийному списку. Об этом «7х7» сообщил один из истцов, юрист Виктор Воробьёв.
Как следует из определения суда, судья Ирина Мишарина отказалась принимать иск, посчитав, что 27 истцов не относятся к числу лиц, имеющих право обжаловать решения партий. Суд также сослался на то, что из иска не следует, каким образом передача мандата вне очереди нарушила права и законные интересы избирателей.
- Позиция суда, если перевести с юридического на русский, - «не ваше собачье дело», - прокомментировал Виктор Воробьёв. - Но судья Мишарина как минимум поторопилась, говоря о том, что из иска не следует, как нарушаются права избирателей. Из иска вообще-то следует, как они нарушаются, просто она считает, что права не нарушаются. А это две разные вещи. Тот вывод, к которому пришла судья, можно делать только после судебного разбирательства с проведением судебного заседания, с выслушиванием доводов сторон, с уходом суда в совещательную комнату и с вынесением решения. А она этот вывод делает уже сейчас, фактически отказывая нам в правосудии.
Юрист сообщил, что будет обжаловать отказ в принятии иска в Верховный суд Республики Коми и при необходимости дойдет и до Конституционного суда РФ. По его словам, в России пока нет практики, когда бы избиратели оспаривали передачу партией депутатского мандата, поэтому кейс спикера Госсовета Коми Сергея Усачёва может стать прецедентом.
- Вопрос о том, что избиратели могут оспаривать в контексте выборов, всегда был спорным, - пояснил Воробьёв. - Еще в 2013 году Конституционный суд России постановил, что избиратели могут оспаривать некоторые решения избирательных комиссий. Тогда, правда, рассматривались всякие моменты, связанные с подсчетом голосов. И КС признал, что избиратель может оспаривать результаты выборов, но только на своем избирательном участке. У нас здесь немного другой вопрос, он не связан с подсчетом голосом, его невозможно увязать с каким-то конкретным избирательным участком. Голоса подсчитали нормально, но мандат в итоге отдали тому, кто набрал их меньше. Мы по сути оспариваем результаты выборов. Партия своим решением фактически эти результаты поменяла при поддержке избиркома. Мы считаем, что так не должно быть. Не может человек, который проиграл выборы, быть депутатом Госсовета, да еще и спикером.
По итогам выборов в Госсовет Коми 13 сентября 2020 года партия «Единая Россия» получила шесть мандатов по партийным спискам. На первом заседании Госсовета Галина Габушева, избранная в составе общереспубликанской части списка партии, сложила депутатские полномочия. Избирком Коми по просьбе «Единой России» передал ее мандат Сергею Усачёву. Уже на следующий день его избрали спикером Госсовета.
Усачёв шел вторым в списке «Единой России» в Академическом избирательном округе, где партия набрала всего 21,7% голосов. По уровню поддержки избирателей округ Усачёва занял лишь 13-е место из 15 возможных, а значит, более 20 его коллег из 12 территориальных групп, получивших больший процент голосов избирателей, имели больше прав на свободный мандат, чем Усачёв.
«Единая Россия» предложила избиркому кандидатуру Усачёва, сославшись на «его активное участие в деятельности партии», в том числе в период после выборов. Заявление о предложении кандидатуры подписал сам Усачёв, будучи первым заместителем секретаря Коми реготделения партии «Единая Россия».
Коллективный иск к «Единой России» от лица 27 избирателей подали юрист Виктор Воробьёв, член избиркома Коми Андрей Никулин и глава фракции КПРФ в Госсовете республики Олег Михайлов. Они сочли, что «Единая Россия» нарушила права избирателей, и потребовали признать это решение незаконным. Истцы уверены, что «активное участие» Усачёва в деятельности партии после выборов не может считаться объективным обстоятельством для передачи мандата, так как между отказом Габушевой от мандата и передачей его Усачёву прошло всего четыре дня.