Министерство юстиции РФ 28 декабря впервые включило в реестр СМИ-иноагентов физлиц. Обновленный список опубликован на сайте ведомства.

В перечне иноагентов оказались корреспондент “7х7” из Карелии Сергей Маркелов, главред «Псковской губернии» Денис Камалягин, правозащитник Лев Пономарёв, журналист «Радио Свобода» и «МБХ медиа» Людмила Савицкая и акционистка Дарья Апахончич.

- Я думаю, что меня туда включили за активную журналистскую работу. Что с этим делать — не знаю. Только что узнал. Я уже несколько месяцев никуда почти не пишу, занят был семейными делами, - прокомментировал “7х7” Сергей Маркелов.

Главный редактор газеты "Псковская губерния" Денис Камалягин также удивился известию о том, что его включили в список физлиц-иноагентов. Он добавил, что у него есть две предполагаемые версии, почему он туда попал.

- Моя основная версия в том, что меня посчитали инагентом, потому что я сотрудничал с изданием "Север.Реалии" (признано иноагентом 15.11.2019). Но на момент издания закона я не получал от них гонорары. Если они [Минюст] из-за "Реалий" придрались ко мне, то дальше в список пойдут и другие наши коллеги - будет "пачка" инагентов. Вторая версия в том, что доменное имя сайта газеты "Псковская губерния" зарегистрировано на меня как на физлицо. Также в поданной заявке на регистрацию газеты в качестве СМИ я числюсь как учредитель-физлицо. Вообще все это, конечно, очень смешно, - сказал "7х7" Камалягин.

Журналист отметил, что, скорее всего, обратится в суд, чтобы получить доказательства своего иностранного финансирования.

Журналистка «Радио Свобода» и «МБХ медиа» Людмила Савицкая рассказала «7x7», что, когда появилась информация о включении ее в список физлиц-иноагентов, она разговаривала по Skype. По ее словам, в какой-то момент установленные на ее компьютере мессенджеры начали звонить, она завершила беседу и увидела свое имя в новостях. По мнению журналистки, таким «хитровывернутым» способом – через включение в список иноагентов – государство «показало, как оно ее уважает, и преподнесло новогодний подарок». Савицкая уверена, что в списке иноагентов неслучайно оказались двое журналистов из Псковской области. Она предположила, что произошедшее может быть связано с инцидентом 24 декабря, когда военный непроизвольно выстрелил из пушки боевой десантной машины «БМД-4» по торговому центру в черте города.

– У нас в области есть несколько организаций, называющих себя региональными СМИ, но они таковыми не являются. Когда что-то случается, то реагирует [независимая] «Псковская губерния» и журналисты федеральных изданий, живущие в Псковской области. Видимо, мы стали слишком громкими, неудобными и раздражающими. У региональных СМИ язык был глубоко спрятан, когда в торговый центр прилетел военный снаряд. О ситуации сначала написал Денис [Камалягин, главный редактор «Псковской губернии»], потом вышел и мой репортаж. Я думаю, что это их и добило. Думаю, что и до этого когда какая-то значимая история попадала на федеральный уровень, то им скулы сильно сводило. Снаряд, возможно, стал последней каплей, после которой они решили заставить нас замолчать. Но у них не получится, – сказала Людмила Савицкая в беседе «7x7».

Глава международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков объявил, что организация взяла под защиту Савицкую и Камалягина. Адвокат «Агоры» будет представлять их интересы по жалобе на внесение в реестр.


В декабре Госдума приняла законопроект, который ограничивает работу НКО и позволяет признать иностранным агентом практически любого гражданина. Физлицо признается иноагентом при получении финансирования из-за рубежа, в том числе имущественной или организационно-методической помощи со стороны иностранных органов власти, организаций и граждан. Второе условие для получения статуса иноагента - участие в политической деятельности или сбор информации в военно-технической области.

Согласно закону, физлица-иноагенты не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущены к гостайне. По мнению правозащитников, после введения законопроекта в России станет меньше гражданских активистов, а часть правозащитных организаций в регионах прекратят свою деятельность. Подробнее о новом законе можно узнать из материала «7x7».