Верховный суд Коми признал законным отказ администрации Сыктывкара согласовать пикет на Стефановской площади. Его хотел провести правозащитник Виктор Воробьёв. Он напомнил, что чиновники отказывают в проведении акций на площади под предлогом расположенных там зданий судов. Но эта позиция противоречит решению Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Об этом "7х7" рассказал сам Воробьёв.

Правозащитник подал уведомление о проведении пикета численностью до пяти человек на Стефановской площади 11 декабря. Он собирался выступить в поддержку инициативы депутата от КПРФ Олега Михайлова о сохранении в бюджете республики половины суммы налогов от добычи полезных ископаемых. На территории Коми находится треть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, крупного Печорского угольного бассейна и трех бассейнов горючих сланцев. Госсовет Коми отклонил законопроект депутата, а Воробьёву чиновники отказали в проведении пикета.

Правозащитник напомнил, что городская администрация традиционно отказывает в проведении акций на площади, а тех, кто их проводит, штрафуют.

Он пояснил, что попытался согласовать акцию после того, как суды закрыли шесть административных дел против активисток Алёны Зезеговой и Нины Попугаевой. Летом девушки протестовали на Стефановской площади против поправок к Конституции.

Правозащитник хотел проверить, будут ли чиновники исполнять постановление Конституционного суда России и Европейского суда по правам человека, которые признали незаконным запрет на митинги на Стефановской площади. После отказа администрации в проведении пикета он обратился в суд.

Сыктывкарский городской суд признал решение мэрии законным. Судья Александр Леконцев пояснил, что ЕСПЧ высказывался лишь "про общий запрет на проведение митингов на площади, но не о запрете на проведение акций вблизи зданий судов".

По словам Воробьёва, в постановлении ЕСПЧ говорится, что запрет акций на площади под предлогом близости к ней судов нельзя рассматривать как «необходимый в демократическом обществе» без учета конкретных обстоятельств. Правозащитник обжаловал решение горсуда в Верховном суде Коми, но 16 декабря проиграл.

- Верховный суд Коми в очередной раз защитил своих коллег от необходимости лицезреть в 100 метрах от своих окон пикет, никак с этими инстанциями не связанный. Такое демонстративное и произвольное ущемление права на свободу собраний уже вызывало недоумение у страсбургских судей. Думаю, не найдут состоявшиеся сегодня в Сыктывкаре судебные решения понимания в ЕСПЧ и на этот раз. Ничего кроме «испанского стыда» за столь явную правовую импотенцию судебной власти в Коми я по этому поводу не ощущаю, - сказал Воробьёв.


В июле 2011 года администрация Сыктывкара приняла поправки в постановление «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий».

Чиновники запретили публичные мероприятия, в том числе одиночные пикеты, проведение которых не требует согласования с властями, в радиусе 150 м от входа в здания судов. Незадолго до этого решения в здание Госсовета Коми переехал республиканский Конституционный суд, и Стефановская площадь оказалась закрытой для публичных акций.

Несмотря на то, что в ноябре 2019 года Конституционный суд России потребовал отменить запрет на проведение акций у зданий органов власти и, в частности, на Стефановской площади, там по-прежнему нельзя их проводить.