Конституционный суд Коми признал законным пункт указа главы республики о режиме повышенной готовности, запрещающий массовые мероприятия во время пандемии коронавируса. Об этом «7х7» рассказал юрист Виктор Воробьёв.

Депутаты Госсовета Коми от КПРФ Олег Михайлов, Екатерина Дьячкова и Илья Богданов обратились в суд с просьбой проверить конституционность пункта 11 указа главы Коми от 15 марта 2020 года №16 «О введении режима повышенной готовности». По нему в регионе запрещено проводить любые массовые мероприятия, в том числе политические.

Представляющий интересы заявителей юрист Виктор Воробьёв сказал «7х7», что они ссылались на статью 18 Конституции Коми, где говорится, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Он пояснил, что в этой норме есть три элемента, позволяющих ввести ограничение: только федеральным законом, в определенных целях или лишь в той мере, в какой это необходимо.

В итоге Конституционный суд признал, что пункт указа главы региона соответствует местной Конституции. По словам Воробьёва, в мотивировочной части решения говорится, в частности, что защита здоровья граждан представляет собой публичный интерес, который перевешивает частный — свободу собраний. Также суд установил, что свобода собраний в условиях пандемии нарушает права граждан на охрану здоровья, в то время как осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, отметил юрист. По его словам, также в решении есть пункт, что запрет собраний не нарушает права на политическую деятельность, поскольку ее можно осуществлять и в иных формах.

— Чуда не произошло, и Конституционный суд республики не захотел защищать Конституцию республики. Пространные рассуждения суда на тему баланса частных и публичных интересов (к тому же в весьма странной трактовке этих понятий) — это про соразмерность как раз. А ее обсуждать нужно в последнюю очередь. При этом на основной вопрос, по какому праву глава региона «обнуляет» конституционные права, в то время как таким полномочием он не наделен, суд не ответил. Без ответа на него по поводу остальных спорить бессмысленно, — сказал Воробьёв.


Весной из-за пандемии в российских регионах ввели режим обязательной самоизоляции, или режим повышенной готовности. В отличие от режима ЧС или ЧП, по нему государство не обязано выплатить компенсации людям, но при этом режим позволяет запретить проведение любых массовых мероприятий. За его нарушение граждан могут привлечь к административной ответственности по статье 20.6.1 КоАП — штраф до 50 тыс. руб.

Правозащитники из разных регионов страны остались недовольны юридическим обоснованием опубликованных губернаторами указов, и они решили оспорить их. Ни одно из дел они не выиграли. 

Несмотря на то, что в течение лета региональные власти постепенно смягчали ограничения, к сентябрю регионов с полным запретом публичных акций и массовых мероприятий стало еще больше, чем в конце марта.