Несколько человек 6 октября собрались у памятника жертвам политических репрессий в сквере Памяти в Великом Новгороде на акцию памяти главного редактора нижегородского издания Koza.Press Ирины Славиной, покончившей с собой у здания ГУ МВД. В Сыктывкаре проститься с журналисткой на Театральную площадь пришли около 20 человек.
В Новгороде участники прощальной акции принесли свечи, цветы, портрет Ирины Славиной и плакат с подписью: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию». Эти слова она написала на своей странице в Facebook за несколько минут до самоубийства. Среди участников акции была депутат думы Великого Новгорода Анна Черепанова. Один из пришедших, офицер ВВС на пенсии Виктор Шалякин, в разговоре осудил действия следственных органов, которые провели накануне самоубийства Славиной обыск в ее доме. Он заявил, что силовики не должны проводить обыски ради запугивания:
— Люди в погонах должны нести намного больше ответственности за свои действия, чем остальные. Это я как человек в погонах говорю. Силовой беспредел должен караться законом, вплоть до пожизненного.
В Сыктывкаре на прощальную акцию пришли журналисты и гражданские активисты. На Театральной площади они создали стихийный мемориал: принесли гвоздики и свечи. Прохожие с колясками и детьми подходили к черно-белому изображению журналистки, читали фразу «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию» и быстро уходили.
— Гибель Ирины Славиной — это не самоубийство. Это убийство! И это будет происходить, пока не произойдет что-то совершенно радикальное. Мы живем в больном обществе, которое родило преступное государство. Если вот это бы произошло где-то на Трафальгарской площади, Лондон бы встал. Вот посмотрите на людей: сейчас подходил не пожилой, прилично одетый человек. Спрашивает: «А что, это в Сыктывкаре? Нет», - и пошел дальше, — замечает журналист Михаил Казанцев.
Журналистка Елена Соловьева рассказала собравшимся, что Ирина Славина была создательницей нижегородского независимого издания Koza.Press. По ее словам, в Коми раньше тоже была независимая газета «Красное знамя», которую постепенно «сгноили и додавили». Республиканских независимых изданий в Коми практически не осталось. Соловьева надеется, что дело Ирины Славиной в Нижнем Новгороде будет продолжено, а в республике тоже появится местное независимое СМИ:
— Ирина Славина своей смертью просто остановила, по крайней мере на какое-то время, бесконечный поток постоянного прессинга по отношению к гражданским активистам, к независимым журналистам. Сейчас уже будут задумываться. Нельзя сказать, что у этого страшного и героического поступка нет никакого эффекта. Конечно же, органы будут задумываться перед тем, как пойти кошмарить очередного человека.
Аналогичная акция памяти состоялась в Кирове 4 октября, где местные общественные деятели Вадим Ананьин и Светлана Марина установили мемориал на камне памяти жертв политических репрессий.
Главный редактор независимого интернет-издания Koza.Press Ирина Славина совершила самоубийство у здания полиции в Нижнем Новгороде 2 октября. Накануне утром к ней в дом пришли следователи и оперативная группа, которые провели обыск и изъяли все компьютеры и телефоны семьи журналистки. Она проходила свидетелем по уголовному делу в отношении Михаила Иосилевича, подозреваемого в связях с нежелательной организацией. До этого журналистку неоднократно штрафовали по формальным поводам, например, за неуважение к власти или распространение фейков о коронавирусе. Один из своих штрафов она пыталась оспорить в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).