Житель Белгорода Олег Матвеенко пожаловался в следственное управление СК России по региону на сотрудников ФСБ, которые, по словам молодого человека, избили его при задержании и угрожали расправой. Он утверждает, что следователи вынудили его признаться в написании комментария, оправдывающего норвежского террориста Андерса Брейвика, после чего отпустили. СУ СК проводит проверку по заявлению Матвеенко.
Олега Матвеенко задержали днем 11 сентября возле его дома в Белгороде. В интервью координатору местного штаба Алексея Навального Максиму Климову он рассказал, что неизвестные ударили его по лицу, заломили руки и погрузили в машину, где выкручивали ноги «в обратную сторону». Матвеенко доставили в управление ФСБ, где ему якобы угрожали расправой и обещали «посадить в камеру, где над ним надругаются», если он не подпишет явку с повинной по уголовному делу об оправдании терроризма. Издевавшиеся над Матвеенко сотрудники не представлялись, задержанного отпустили из управления вечером этого же дня. В здании ФСБ Олег Матвеенко пробыл около восьми часов.
— Они [сотрудники ФСБ] угрожали мне расправой. Морально давили на меня, угрожая и родителям, и родственникам, и обещали отнять бизнес и все источники дохода [Матвеенко занимается строительством и майнингом]. Пять лет [возможный срок по статье об оправдании терроризма] — это просто кошмар. Это конец всей жизни, — рассказал белгородец журналисту «7х7».
Уголовное дело в отношении Матвеенко ФСБ возбудила 14 сентября. По данным следствия, в октябре 2016 года под постом в паблике «Атеист» в социальной сети «ВКонтакте» он написал комментарий от имени пользователя «Олег Нестеров», в котором якобы оправдывал действия норвежского террориста Андерса Брейвика. Сам Матвеенко утверждает, что не писал этот комментарий. Его адвокат Руслан Лапшин рассказал «7x7», что у подзащитного никогда не было телефона Meizu 5 Note, который указан в постановлении о возбуждении дела (якобы с помощью этой модели был оставлен комментарий). Кроме того, Лапшин заметил, что в постановлении следователя указана квартира, в которой Матвеенко на момент появления комментария в паблике не жил.
Адвокат уверен, что уголовное дело в отношении его подзащитного возбудили из-за оппозиционных взглядов молодого человека.
— У меня были связи с местным штабом [Алексея Навального], но в последнее время я не особо с ними общался. Да, иногда посещал [штаб] и мероприятия, но лично ничего не организовывал. С властью у меня никогда конфликтов не было, ни судимостей, ни приводов. Я думаю, что по большей части они преследуют меня из-за взглядов, — считает Олег Матвеенко.
По словам адвоката, его подзащитный прошел медицинское освидетельствование и снял побои. «7x7» направил запрос в управление ФСБ по Белгородской области. СУ СК по региону проводит процессуальную проверку по заявлению Матвеенко.
В Москве 14 сентября ФСБ предъявила обвинение лидеру «Левого сопротивления» Дарье Полюдовой в публичном оправдании терроризма за высказывания о действиях Евгения Манюрова, который 19 декабря 2019 года открыл стрельбу у здания ФСБ на Лубянке. Сейчас активистка находится под стражей.
В августе 2020 года правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенным жителя Калуги Ивана Любшина, которого осудили на 5,5 года колонии за репост новости о самоподрыве анархиста Михаила Жлобицкого в здании архангельского УФСБ с комментарием «герой». Любшина обвинили в публичном оправдании терроризма. Из-за высказываний про Жлобицкого возбудили еще 14 уголовных дел, в том числе и на журналиста Светлану Прокопьеву.