Ростовская межрайонная прокуратура возбудила административное дело в отношении директора государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Натальи Каровской. Поводом стала закупка автомобиля Toyota Camry, которая, как установила проверка, была объявлена по завышенной цене. Об этом «7x7» 28 сентября сообщил штаб Навального в Ярославле. 

Извещение о проведении аукциона на поставку автомобиля Toyota Camry в наиболее дорогой комплектации (Executive Safety стоимостью 2,68 млн руб.) было опубликовано на сайте госзакупок еще 13 июля. Заказчиком выступил Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, директором которого является Наталья Каровская. Поводом для закупки, по словам Каровской, было то, что ее прежний служебный автомобиль уже пришел в негодность, так как проехал более 700 тыс. км. Каждый день она добирается на работу в Ростов из Ярославля, за машиной закреплен водитель. 

— Это нормальная категория автомобиля, который нужен человеку, который каждый день ездит из одного города в другой. Автомобиль должен быть надежным, не «Лада Калина» или «Нива», — рассказала она.

Так как по окончании срока подачи была подана только одна заявка — от компании «Агат-центр», — аукцион был признан несостоявшимся и «Ростовский кремль» должен был заключить контракт с единственным поставщиком. Но этого не произошло. Информацию о закупке 20 июля опубликовал ярославский штаб Навального, а 28 июля аукцион был аннулирован по предписанию регионального управления Федеральной антимонопольной службы. Ведомство нашло нарушения, не связанные с люксовой комплектацией автомобиля, и привел в доказательство статьи закона 44-ФЗ о контрактных закупках (статьи 34, 42 и 64 закона). Так, музей хотел закупить автомобиль, собранный только на территории России, что является избыточным требованием. В то же время закупка содержала ошибки в формулировках. Музей мог исправить эти ошибки и снова разместить заявку, но пока не сделал этого. 

После этого прокуратура возбудила дело по части 1 статьи 7.29.3 Кодекса об административных правонарушениях («Включение в план-график закупок объекта, не соответствующих целям осуществления закупок») в отношении Натальи Каровской. Проверка показала, что директор «Ростовского кремля» допустила формирование плана-графика закупок с завышенной начальной ценой по контракту на поставку автомобиля Toyota Camry. Теперь ей грозит штраф от 20 до 50 тыс. руб. 

В прокуратуре сообщили, что постановление о возбуждении дела вместе с материалами проверки направили в Управление федерального казначейства по Ярославской области, которое ведет дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере, но там его еще не рассмотрели.  

— Такие кейсы доходят до прокуратуры почти всегда, потому что, когда мы выявляем такие ситуации, мы всегда подаем обращения в прокуратуру. Другой вопрос, что действенные ответы вроде штрафа или отмены закупки бывают не так часто, — прокомментировал заместитель координатора штаба Навального в Ярославле Александр Смирнов, который занимался выявлением неправомерной закупки. — Но сейчас, например, произошли две ситуации подряд — по нашим жалобам будет назначен штраф Каровской и рассматривается случай с закупками средств защиты по завышенным ценам к голосованию по Конституции. [Мы ожидаем, что] там тоже будет назначен штраф для чиновника, допустившего эти нарушения. Мое мнение, почему выявлением таких случаев не занимается антимонопольная служба, — это не самостоятельный институт, он напрямую не занимается обязанностями, которыми должен заниматься. В итоге эти обязанности выполняют гражданские активисты или общественно-политические организации, в данном случае штаб Навального. Когда объективно видно, что нарушение зафиксировано, то назначаются штрафы или отменяется закупка.


Ярославский штаб Навального уже указывал на неправомерные закупки, например на заказ выступлений музыкальных групп в новогодние праздники по завышенной цене, а также проводил лекцию о том, как правильно обжаловать нарушения на госзакупках. В декабре 2019 года УФАС выпустило пресс-релиз, в котором называло гражданских активистов «профессиональными жалобщиками», мешающими проводить госзакупки.