Европейский суд по правам человека впервые спросил у российских властей, как полиция оценивает возможные риски для потенциальных жертв домашнего насилия. Об этом сообщили в пресс-службе правозащитного проекта “Зона права”.
Суд задал этот вопрос после получения жалобы жителя Чебоксар Николая Овчинникова, который сообщил об отказах полицейских расследовать случаи домашнего насилия в семье его дочери Анны Овчинниковой. В сентябре 2018 года ее задушил ремнем собственный муж Александр Ануфриев. До трагедии женщина четыре раза жаловалась полицейским на избиения и угрозу убийством, но те отказали в возбуждении уголовного дела.
Представляющая в суде интересы отца убитой адвокат и куратор направления по защите прав женщин и детей в "Зоне права" Валентина Фролова так прокомментировала запрос ЕСПЧ к России о предоставлении методики профилактики домашнего насилия:
— Во многих странах мира для правоохранителей разработаны специальные методики — полицейские задают пострадавшим вопросы о полученных угрозах, психическом состоянии агрессора, употреблении им алкоголя или наркотиков, доступе к оружию. Получив ответы, они решают, в каких мерах защиты нуждаются пострадавшие. В России нет такой системы, из-за чего страдают не только жертвы, но и сами полицейские: после непредотвращенных трагедий их привлекают к ответственности за халатность.
Житель Чебоксар Николай Овчинников в марте 2020 года пожаловался в ЕСПЧ на отказы российских полицейских расследовать случаи домашнего насилия в семье его дочери. Суд признал бездействие силовиков законным, хотя одна из семейных ссор закончилась убийством.
В августе-сентябре 2018 года Александр Ануфриев, узнав, что его жена Анна Овчинникова планирует с ним развестись, грозился ее убить. Женщина несколько раз обращалась в полицию, но там на ее сообщения не реагировали. При этом Ануфриев ранее был судим за двойное убийство при отягчающих обстоятельствах. Будучи пьяным, он в итоге задушил жену веревкой. Пытаясь инсценировать ее исчезновение, он положил труп в чемодан, отвез на такси в лес и зарыл. Верховный суд Чувашии приговорил Ануфриева к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Полицейские, которые отказались принять заявление у Овчинниковой, после ее убийства получили предупреждение о неполном служебном соответствии и продолжили работать в МВД.