На Театральной площади в Сыктывкаре 10 человек провели 20 июня серию одиночных пикетов против поправок в Конституцию. Пришедшие на площадь полицейские выдали двум из них повестки о нарушении «режима повышенной готовности». Корреспондент «7x7» поговорил с участниками акции и узнал, почему они не одобряют поправки.
За неделю до акции активисты подали в администрацию Сыктывкара уведомление о проведении четырех массовых пикетов, но ни один из них не согласовали. Чиновники сослались на указ главы Коми «О введении режима повышенной готовности», по которому проведение массовых мероприятий запрещается. В итоге 10 человек по очереди стояли на Театральной площади в одиночных пикетах, сменяя друг друга. На плакатах были надписи «Я голосую против поправок», «Путин должен уйти» и другие.
Один из участников пикета, студент Николай Удоратин, пояснил, что большинство поправок не имеют смысла, поскольку написанное в них и так предусмотрено законодательством.
— До принятия поправок в Конституцию осталось очень мало времени. Мы решили высказать свое твердое «нет», что мы против узурпации власти, многие поправки вообще не нужны в Конституцию, они дублируют федеральные законы. Это нагрузка на Конституцию, не имеющая смыслового текста, — прокомментировал акцию Николай Удоратин.
Он считает нелогичным, что массовые пикеты сейчас запрещены из-за коронавируса, а голосование по поправкам разрешено. Главная причина, по которой Удоратин вышел на пикет, — это поправка, которая «обнуляет путинские сроки». Он не хочет, чтобы до 2036 года у власти мог находиться один человек.
— Сейчас у нас такая ситуация, что в угоду одному человеку законы меняются каждый день. И даже эти законы, которые меняются, для одних работают, для других не работают. Мы видим лишь один популизм, фальшь и громкие слова по телевизору, но в реальности все оказывается иначе. Каждый следующий год, прожитый в этом же режиме, в этом строю, он отбрасывает нашу страну все дальше и дальше, — рассказала участвовавшая в пикете Анастасия Орешникова. Она сказала, что работает в сфере образования.
И Удоратин, и Орешникова считают, что нужно голосовать против поправок. По мнению Анастасии, раз порога явки нет, то оно в любом случае будет считаться состоявшимся. Анастасия Орешникова не признает легитимность этого голосования, но, по ее мнению, для людей это шанс заявить о своем несогласии и о своих правах.
Полицейские подходили к каждому пикетчику и переписывали данные. Из 10 активистов лишь двое, включая Николая Удоратина, получили повестки для дачи объяснения по факту нарушения указа главы Республики Коми. Им нужно прийти в полицию 22 июня, там будут решать вопрос о возбуждении дела по статье 20.6.1 КоАП РФ («Невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения»). Критерии выдачи этих повесток остались непонятными. Разговаривать с корреспондентом «7x7» полицейские отказались.
Обновление:
В 17:04 20 июня Николай Удоратин написал на своей странице в соцсети «ВКонтакте», что общался с полицейским на коми языке: «На пикете полиция настоятельно требовала, чтобы я разговаривал с ними на русском языке, мол, я же гражданин РФ. Я сослался на статью 67 Конституцию Республики Коми, где государственными языками республики указаны коми и русский, и могу говорить на каком хочу. Я-то их понимаю, им нужен переводчик, а не мне. (Пока коми язык не запретили, хотя, как знать, может, тоже поправки внесут)».