Жители деревень под Кировом 11 февраля на «народной» пресс-конференции объяснили, почему они протестуют против постройки рядом с их домами мусороперерабатывающего комплекса. По их мнению, в СМИ ситуация освещается однобоко.

Инициативную группу противников строительства МСК представляли житель деревни Лубягино Вячеслав Царюк, активист из микрорайона Радужного Павел Вахрушев и жительница деревни Олинцы Елена Бахарева. Все эти населенные пункты находятся вблизи того места, где планируется строительство комплекса и где уже работает мусорный полигон (он введен в эксплуатацию в 2006 году и должен быть закрыт в 2023 году). В начале встречи Вячеслав Царюк заявил, что «происходит историческое событие»:

— Первый раз в истории России жители собирают свою собственную пресс-конференцию в ответ на пресс-конференцию органов власти, — пояснил он.

Противники строительства МСК повторили свои аргументы против проекта, которые кировчане уже представляли на встречах с чиновниками 9 февраля. Их не устраивает, что комплекс по переработке мусора будет находиться вблизи жилых домов. Они считают, что это загрязнит окружающую среду, снизит стоимость жилья в районе, и сомневаются, что представленный им проект будет «экологически чистым».

— Полигон вписывается в территорию таким образом, что у него везде заложена минимальная санитарная зона. Что происходит в дальнейшем? У нас в стране никогда и ничего не работает так, как должно работать. <…> Санитарно-защитная зона такого объекта должна быть увеличена как минимум до пяти километров, — сказал Вячеслав Царюк.

По словам членов инициативной группы, правительство Кировской области обосновывало выбор места для МСК близ Лубягино логистикой: чем дальше находится объект по переработке мусора, тем выше будет «мусорный» тариф. Вячеслав Царюк заявил, что они будут добиваться от правительства разъяснений по формированию тарифа. Павел Вахрушев добавил, что в других регионах расстояние от подобных мусороперерабатывающих комплексов до городов больше, чем планируется в Кировской области. Например, полигон «МАГ-1» находится в 30 км от Нижнего Новгорода и в 10 км — от Дзержинска.

Руководитель экологического проекта «Чисто Вятка» Григорий Поскребышев после выступления спикеров задал несколько вопросов. Он рассказал, что на протяжении многих лет он вместе с единомышленниками боролся за введение в регионе РСО и строительство мусороперерабатывающего комплекса, но за это время «явных и публичных» протестов против мусорного полигона близ Лубягино, по его словам, не было.

— Все 10 лет правительство обещало закрыть полигон, — ответил ему Вячеслав Царюк. — Сначала обещали закрыть в 2016-м, потом — в 2020-м. Не закрыли, потому что некуда было складировать [отходы]. Действующий полигон расположен внутри лесного массива. То, что сейчас планируется строить, не защищено от населенных пунктов никаким зеленым щитом. <…> Все началось с протеста, потому что [со стороны правительства Кировской области] все началось со вранья. 

Вячеслав Царюк пояснил: жители Лубягино знали о том, что в терсхеме обращения с отходами есть планы по строительству мусороперерабатывающего объекта в Лубягино. По его словам, они просили главу Федяковского сельского поселения оповестить их, когда появится информация о реализации проекта. В начале января Царюк узнал о том, что депутаты сельской думы проголосовали за перевод земли, где планируют разместить МСК, из категории сельхозназначения в промышленную. При этом в слушаниях, предшествовавших голосованию, участвовали всего пять человек. Сейчас, по словам Царюка, депутаты сельской думы хотят отменить свое решение. Они считают, что глава местной администрации ввел их в заблуждение. Кроме того, по мнению Вячеслава Царюка, глава Минохраны окружающей среды Алла Албегова неправильно повела себя во время встречи с жителями деревни 2 февраля.

Активисты подчеркнули, что они не выступают против строительства МСК как такового, а лишь против его близости к жилым домам. Григорий Поскребышев продолжил полемику. Он сообщил, что ему понятна логика кировского правительства при выборе места под МСК. По словам Поскребышева, раз уже есть «загрязненная» полигоном земля, то не нужно вводить в оборот новые участки. Он также прокомментировал заявление активистов о том, что на МСК удастся отобрать для дальнейшей переработки всего 20–25% вторсырья. Григорий Поскребышев считает, что это существенный показатель. Он предложил активистам вместо протеста плотнее взаимодействовать с Министерством охраны окружающей среды.

Накануне проведения «народной» пресс-конференции, вечером 10 февраля противники МСК под Лубягино встречались с представителями Министерства охраны окружающей среды Кировской области. По словам активистов, встреча прошла конструктивно. В правительстве сообщили о возможном переносе места строительства МСК и планах по реализации пилотных проектов по РСО в Кирове и некоторых деревнях. Члены инициативной группы Федяковского сельского поселения готовы подключиться к этим проектам.


Власти Кировской области хотят построить на территории Кирово-Чепецкого района «комплексный объект по обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов». Для этого выбрано место в двух километрах от границы областного центра рядом с уже действующим полигоном «Лубягино». Ориентировочное время начала строительства — лето 2022 года. Жители деревни Лубягино и других населенных пунктов в окрестностях полигона протестовали против строительства объекта и потребовали размещать подобные комплексы в отдаленных безлюдных местах.

В сельском клубе Лубягино 2 февраля должна была состояться встреча жителей деревни с представителями регионального правительства по поводу планов по строительству комплекса. Однако здание клуба не отапливалось и могло вместить максимум 50 человек, а на встречу приехало около 400 человек — не только жители Лубягино, но и ближайших к деревне и мусорному полигону близ нее микрорайонов Кирова. Презентация была сорвана. Вместо нее 9 февраля проведены две встречи в микрорайоне Радужном и деревне Шутовщине.