В Вологде осыпался берег над забетонированным участком набережной. Градозащитники назвали случившееся «экологической и коммунальной катастрофой». Уровень реки после осеннего паводка понизился, но бетонные берега не позволяют воде уйти, сообщили 12 ноября корреспонденту «7х7» активисты.
По словам градозащитников, сплошное бетонирование изменило течение грунтовых вод: они не могут уйти в реку. Ситуацию усугубляет некачественная ливневая канализация.
– Еще в апреле мы говорили с кандидатом геологических наук, доцентом ВоГУ Анатолием Труфановым о том, что бетонирование – это фактически создание барража [барьера] для разгружающихся в реку грунтовых вод. И наоборот. И вот мы видим это сейчас на практике, – рассказала «7х7» градозащитница Ольга Смирнова.
– Склон у березовой рощи обваливается, потому что при проведении работ по бетонированию берега уничтожили дерновое естественное покрытие берега, нарушили естественный уклон берега, – рассказала архитектор Наталья Пьянкова. – Кроме того, был изменен сток – уничтожены выпуски ливневки. Соответственно, воды в грунте стало больше, и грунт стал подвижнее. Заречье утонуло – воде из ливневки и дренажей некуда вытекать: две третьих выпусков залиты бетоном. Поднялась вода в подвалах. Это произошло еще летом и никак не связано с дождями.
По словам специалистов, несмотря на то, что целью бетонирования было предотвращение размыва берега, оно способствовало разрушению берегового склона.
«Работы по берегоукреплению по программе должны были исключить такие ситуации, а они просто множатся с катастрофической скоростью. Это нецелевое расходование бюджетных средств, как минимум», – написала Смирнова в официальной группе градозащитного движения.
В материалах по обоснованию генерального плана Вологды сказано, что разрушение берегов в значительной степени отмечается ниже моста 800-летия и в районе Лукьянова. Но берегоукрепление в этих районах не планировалось. Работы велись на низких и пологих берегах, которым размыв не грозил. Одним из первых по поводу подтопления высказался архитектор Лев Анисимов:
– Как оказалось, топит везде: поднятием уровня грунтовых вод, маленькими речками. Но ведь 265 млн рублей выделены на «обеспечение мер по предотвращению ущерба от возможного затопления заречной части города, для защиты населения и памятников культурного наследия», и сам Сергей Воропанов [мэр Вологды] говорил об уголовной ответственности за неисполнение данных мер. Действительно ли бетонирование берегов спасает город от большой воды или это только повод получить финансирование?
На предотвращение ущерба от возможного затопления заречной части города для защиты населения и памятников культурного наследия Вологде было выделено 265 млн рублей. Градозащитники не раз писали о нецелесообразности проекта, эксперты негативно высказывались по поводу бетонирования, жители Вологды выходили на митинги, но власти проигнорировали протесты.