"Многие отказывались от своих родных": сыктывкарским студентам на встрече в «Револьт-центре» 28 октября рассказали, какой была жизнь во время сталинских репрессий. Встречу организовала Национальная библиотека Коми вместе с фондом «Покаяние». Там побывал корреспондент «7х7».
На встречу пришло около 90 человек: студенты Сыктывкарского университета, торгово-экономического колледжа, кооперативного техникума и лесного института. На прошлых встречах сотрудники библиотеки рассказывали об известных репрессированных людях, которых отправили в северные лагеря, о писателях и библиотекарях, о новомучениках, а в этот раз решили рассказать о детях, потому что они «ни в чем не виноваты». По историческим книгам и материалам они собрали истории Нели Симоновой, Нели Гараевой, Миры Уборевич, Галины Ключниковой, Ольги Раницкой, Елены Марковой, Евгении Гинзбург.
Среди них была и история Тамары Петкевич, которая отказалась отречься от репрессированного отца, за что ее исключили из комсомола.
— Многие отказывались от своих родных. Газеты того времени содержали вот такие объявления: «порываю связь с родственниками», «порываю связь с родителями», «порываю связь с матерью», — рассказала руководитель отдела гуманитарных наук библиотеки Галина Поташева.
Она сказала "7х7", что цель таких встреч - передать память о временах репрессий новым поколениям:
— Мне кажется, история не повторится, пока мы будем помнить о том, как это было ужасно. Первоначально проводились мероприятия для тех, кто выжил. К нам приходили люди, и мы с ними вспоминали, что им пришлось пережить. Потом мы подумали, что надо переориентироваться на молодежь, потому что молодежь совсем ведь ничего не знает, если им не рассказали в свое время, а тогда [в советские времена] было не принято особо рассказывать.
Один из «детей ГУЛАГа» из Коми Николай Морозов рассказал, что родился в 1948 году в поселке Канин Нос — сейчас это город Печора. Его мать Мария Тутейко была репрессирована и выслана из западной Украины в 1945 году по 58 статье Уголовного кодекса РСФСР. По семейной легенде, она рассказывала «всякие байки про советскую власть»:
— Шесть лет моих самых первых, самых начальных были омрачены, так скажем, вот такими обстоятельствами. Но наряду с этим были лучи света, которые позволяют сейчас уже, взрослому человеку, улыбнуться по поводу этой истории.
Он помнит, что в детском доме мать ему заменила воспитательница Капитолина Семеновна, их неплохо кормили и даже давали шоколадные конфеты:
— Мы ее называли «мама». И когда меня забрала мама настоящая, я не признавал ее матерью. Вот что было, пожалуй, самое страшное. Для меня мамой была Капитолина Семеновна, а мама Мария Никитична… Я ее называл «тетя», она плакала. Потом через некоторое время, когда в Инте я пошел в первый класс в 55 году, я стал называть ее «тетя-мама». А потом уже просто «мама». Я помню, как мама сказала мне, уже гораздо позднее: «Я выжила в лагере, потому что я знала, что ты где-то есть».
В заключение Николай Морозов поделился со студентами главными правилами, которые он усвоил:
— Первое правило — не жаловаться. Не плакать. И не просить. Не жаловаться, потому что бесполезно. Не плакать, потому что Москва слезам не верит. И не просить, потому что сами все дадут.
Председатель правления фонда «Покаяние» историк Михаил Рогачёв представил собравшимся первую часть 13-го тома мартиролога, в которую вошло около 300 имен репрессированных за 1920–1950 годы из православного духовенства.
Сбор информации о жертвах политических репрессий международная правозащитная организация «Мемориал» ведет с момента своего основания в августе 1987 года. Кроме составления списка организация занимается сбором и хранением частных свидетельств и семейных архивов, а также предметов и произведений искусства, связанных с темой репрессий.
Основная задача Республиканского благотворительного общественного фонда жертв политических репрессий «Покаяние» – подготовка и издание мартиролога жертв политических репрессий (на основании Указа Главы РК от 13 октября 1997 «Об издании республиканского мартиролога „Покаяние“»).