Журналист сайта «Idel.Реалии» Дмитрий Любимов и бывший координатор штаба Алексея Навального в Йошкар-Оле Вадим Кремнев сообщили «7х7», что следователи приходили с обысками в их квартиры 15 октября. В этот день Следственный комитет России провел массовые обыски у региональных журналистов и активистов по делу об отмывании средств в Фонде борьбы с коррупцией в 30 регионах России.
Кроме квартир Дмитрия Любимова и Вадима Кремнева следователи в Йошкар-Оле приходили с обысками к журналисту и блогеру Алексею Серегину, члену незарегистрированной Либертарианской партии России Михаилу Миронову и сотруднику Центра татарской культуры Рамаю Юлдашу.
Дмитрий Любимов рассказал, что шесть человек пришли на квартиру по его старому адресу в 6:30 утра. Журналист не живет там с февраля, о попытке обыска ему рассказали соседи.
«Я расцениваю это как попытку оказать на меня давление и помешать моей журналистской деятельности», — написал Любимов на своей странице в Facebook.
Вадим Кремнев сообщил «7х7», что четыре человека пришли в квартиру его матери в 5:50. «Вызвали двух понятых и три часа производили обыск, просматривая сломанные флешки, старые компы и ноуты, которые я по 5–7 лет не включал, мобильники, с которыми еще Кырла [марийский киноактер первой половины XX века Йыван Кырла] ездил на своей дрезине в первом советском звуковом фильме», — написал на своей странице в Facebook Кремнев и процитировал разговор силовиков с матерью:
— Золото-бриллианты есть?
— Ну, есть. Вот колечко мое обручальное. Вот сережки, которые я 30 лет назад купила. Вот цепочка, на которой я крестик ношу.
— Нет, нормальные бриллианты!
И мама, стоя в полуразрушенной двухкомнатной хрущевке, которая на ладан дышит, выдала:
— Да стала бы я в такой квартире жить, если бы у меня были золото и бриллианты!
Затем они составили протокол об обыске и ушли.
В комментариях под постом Дмитрия Любимова сотрудник Центра татарской культуры Рамай Юлдаш, к которому тоже пришли с обыском, описал подробности:
«Ко мне с обыском пришли сегодня к 6.30 — 8 человек, двое из них понятые. Но они пришли на квартиру, где не жил 2 года, сдавал ее. Я подъехал к ним на старую квартиру и говорю: „У меня здесь холодильник, шкаф и диван. Давайте квартиросъемщицу не будем тревожить“. Они мне: „Нам постановление из Москвы, что надо именно эту квартиру“. Искали, но не нашли документы или средства на 76 миллионов рублей в хрущевке.
У меня два часа допрос о Навальном был о финансировании организации, о Волкове [Леонид Волков, начальник штаба Алексея Навального] спрашивали. О моих и супруги доходах, какими социальными сетями я пользуюсь, об источниках финансирования штаба Навального в Йошкар-Оле».
Массовые обыски у региональных политических активистов и журналистов прошли утром 15 октября. Следственный комитет подтвердил, что они проводятся для расследования дела об отмывании средств в Фонде борьбы с коррупцией. Но следователи пришли и к людям, которые не связаны с политиком Алексеем Навальным: членам Либертарианской партии России, «Яблока», противникам строительства мусорного полигона на станции Шиес в Архангельской области и другим активистам.