Житель столицы Мордовии пожаловался в Следственный комитет после грубого задержания росгвардейцами, у него остались следы от 19 ударов. Но его заявление оставили без движения, а жалобе силовиков дали ход. О том, как избивавший гвардеец стал потерпевшими, 23 сентября написала «Медиазона».

Росгвардейцы в марте 2019 года прибыли по вызову в саранское кафе «Бардак» и, после того как один из посетителей Алексей Напалков начал снимать их на телефон, положили его на асфальт и отобрали телефон. Затем таким же образом задержали его брата Сергея.

Алексей рассказал «Медиазоне», как силовики обращались с его родственником:

«Нацгвардейцы положили его между передним и задним рядом сидений автомобиля. Он ростом где-то 185 см, то есть у него голова и ноги не входили в автомобиль. Ему начали наносить удары дверцей машины по голове. Когда он закричал, те, кто нас задерживал, перешли на другую сторону, по ногам стали бить. По два раза они, получается, так с каждой стороны ударили. Потом они сняли с Сергея ремень, согнули ему в коленях ноги и затянули его же ремнем. Двое сели назад, поставили на брата ноги, и, пока мы ехали в отдел полиции, они его били ногами».

Медики насчитали у Сергея Напалкова 19 следом от ударов «тупыми предметами», но следователь посчитал, что того избили другие посетители бара, хотя на камерах заведения такой стычки не осталось. Зато ссадина на губе росгвардейца прапорщика Юрия Малыженкова стала поводом для уголовного преследования Алексея Напалкова.

Один из адвокатов Напалковых посоветовал им встретиться с росгвардейцами, чтобы попросить тех дать правдивые показания, но этот разговор силовики записали на диктофон, а следователь приобщил это к обвинению. Следствие отклонило все ходатайства защиты, а очевидец задержания изменил свои показания, после того как пообщался со следователем без адвоката.

Напалков остался под подпиской о невыезде, но рассказал, что следователи угрожали ему отправкой в СИЗО.


После московского митинга 3 августа одного из прохожих (им оказался актер Павел Устинов), которого задержали росгвардейцы, осудили к реальному сроку заключения из-за вывиха плеча у одного из сотрудников, который задерживал Устинова. После нескольких акций солидарности с актером, его отпустили из СИЗО под подписку о невыезде до апелляции.