Следственный Комитет в Пензе приступил к проверке информации о вбросе бюллетеней на избирательном участке № 155 во время выборов депутатов городской Думы. О вбросе сообщил Александр Помогайбо, который 8 сентября присутствовал на участке в качестве члена комиссии с правом совещательного голоса. По его словам, он буквально за руку поймал председателя участковой избирательной комиссии (УИК) Ольгу Сараскину в тот момент, когда она пыталась подбросить как минимум 18 бюллетеней. Ольга Сараскина утверждает, что ему показалось.
Версия наблюдателя
По словам Александра Помогайбо, вброс произошел примерно в 21:30, во время извлечения бюллетеней из стационарной урны для голосования.
— Когда я начал высыпать бюллетени из урны, на краю сдвинутых столов уже находилось 23 бюллетеня из переносных ящиков, — рассказал Александр Помогайбо «7х7». — В этот момент к столу приблизилась председатель участковой комиссии Ольга Сараскина с синей папкой в руках. Я считаю, что именно там находились бюллетени.
По словам Александра Помогайбо, председатель УИКа положила синюю папку на стол и начала наваливать на нее выгружаемые бюллетени. После этого член избиркома, как утверждает он сам, схватил ее за левую руку и крикнул: «Стоять!».
— В этот момент она правой рукой начала расшвыривать бюллетени из своей синей папки и кричать, что здесь ничего не было, здесь все чисто! — сообщил Александр Помогайбо. — После того, как синюю папку достали из-под груды бюллетеней, то оказалось, что в ней уже ничего нет.
В этой связи Помогайбо потребовал приостановить процедуру подсчета голосов, вызвал полицию и аккредитованных журналистов. Разбирательства на участке продолжались до трех часов ночи в присутствии корреспондентов «7х7», которых сначала не хотели пускать.
Версия председателя УИКа
Председатель УИК №155 Ольга Сараскина рассказала «7х7», что действительно засунула левую руку в стационарную урну №1.
— Помогайбо перевернул стационарный ящик и начал своей рукой выгребать оттуда бюллетени, — пояснила Ольга Сараскина. — Я испугалась, что он случайно порвет бюллетени, и тогда их придется признать недействительными. Поэтому чисто машинально бросила синюю папку на стол и попыталась его остановить. В папке находились методические материалы. Возможно, я не должна была класть эти документы на стол [с бюллетенями]. Еще раз подчеркиваю, что это получилось чисто машинально. Я хотела спасти бюллетени. А меня обвиняют в том, что я их подбросила.
По словам Сараскиной, во время выборов члены избирательной комиссии испытали «некий натиск от представителей КПРФ», к которым относится и Александр Помогайбо.
— Тут было настоящее шоу, он нервы нам мотает уже давно, — резюмировала она.
Пересчет голосов
Избирательной участок №155 находится в центре Пензы, на улице Московской, 82б.
Согласно данным избирательной комиссии Пензенской области, 8 сентября на нем проголосовало 375 избирателей. Еще 23 человека проголосовали на дому и 51 — досрочно. Таким образом, общее количество проголосовавших на избирательном участке №155 составило 449 граждан. Однако, по подсчетам Александра Помогайбо, участие в голосовании принял 431 человек.
— Я человек военный, — пояснил он. — Поэтому скрупулезно фиксировал всех, кто пришел в этот день на участок и принял участие в голосование. С точностью до минуты. С учетом проголосовавших на дому и досрочно у меня получился 431 человек.
Помогайбо сообщил, что председатель УИКа так и не показала ему итоговый вариант книги регистрации пришедших избирателей. По его словам, эту книгу сшивали в туалете, закрывшись от всех, а потом сразу запечатали.
— Перед этим там что-то стирали, столпившись вокруг стола как жуки, — рассказал Помогайбо. — На это у них ушло больше часа.
Ольга Сараскина пояснила корреспонденту «7х7», что внесение временных пометок карандашом в книгу регистрации пришедших избирателей является обычной практикой.
— Там идет чисто математический подсчет голосов, поэтому для удобства на каждой странице отмечается число пришедших избирателей, — сказала она. — На самом деле мы сделали это минут за тридцать, а не за час, как говорит Помогайбо. Сначала все шло оперативно, и я думала, что мы освободимся очень быстро.
Проверки Следственного комитета и облизбиркома
9 сентября Александр Помогайбо написал заявление в Следственный Комитет РФ и попросил провести проверку изложенных обстоятельств. Аналогичное заявление написал депутат Законодательного собрания Пензенской области от КПРФ Алексей Петров.
— Следователи уже приступили к работе, — сообщил «7х7» Алексей Петров. — Мы попросили изъять записи с камеры видеонаблюдения, которая работала на участке и могла зафиксировать вброс бюллетеней. Кроме того, ходатайствовали о том, чтобы записи в книгах учета пришедших избирателей проверили на соответствие паспортным данным.
По словам Александра Помогайбо, сохранившиеся записи камеры видеонаблюдения помогут установить точное число избирателей, пришедших в тот день на участок. Председатель избирательной комиссии Пензенской области Александр Синюков подтвердил «7х7», что по данному инциденту проводится проверка.
— Будем, видимо, вскрывать и смотреть, — сказал он.
Выборы депутатов Пензенской городской Думы седьмого созыва прошли 8 сентября. По данным избирательной комиссии Пензенской области, в них приняли участие больше 334 тысяч избирателей, серьезных нарушений не зафиксировано.
Рано утром 8 сентября сотрудники полиции задержали на въезде в Пензу четырех активистов штаба Навального из Тамбова, которые хотели присутствовать на выборах в качестве наблюдателей. Их продержали в отделе полиции больше двух часов и отпустили без составления протокола.