Двое пострадавших, доставленных после неудачных испытаний на военном объекте рядом с поселком Нёнокса в Архангельской области, умерли от последствий сильного радиоактивного облучения. Травмы от взрыва, с которыми их доставили, были тяжелыми, но не представляли угрозы для жизни. Об этом немецкому изданию Der Spiegel на условиях анонимности рассказал врач областной больницы в Архангельске, куда доставили пострадавших. Перевод статьи 29 августа опубликовал портал «Инопресса».

Врач рассказал корреспондентам Der Spiegel Кристиану Эшу и Александру Чернышову, что в больницу поступили трое голых мужчин, завернутых в фольгу, а их одежда находилась в полиэтиленовых пакетах:

— У одного был перелом позвоночника, у другого, думаю, перелом таза. Травмы были тяжелыми, но не представляли угрозы для жизни. (...) Всем троим необходимо было провести операцию, — цитирует врача Der Spiegel.

Собеседник издания сказал, что врачей не предупредили о радиационной опасности, они работали без защитных костюмов.

«Перед операцией в операционную пришли дозиметристы. Одна из них сразу выбежала, когда увидела цифры. У головы одного из пациентов было зафиксировано бета-излучение 25 тысяч микрорентген в час. Пациентов увезли из операционного зала обратно в приемный покой и по очереди мыли их в ванной. Ванна потом была настолько заражена, что позднее военные ее вообще демонтировали. После того как пациентов помыли, было еще раз проведено измерение и все-таки принято решение об операции», — рассказал собеседник издания.

После операции было принято решение отправить трех этих пострадавших в больницу имени Семашко в Москве. По словам врача, двое из них умерли по дороге в аэропорт. У одного из них в крови было 25 тыс. лейкоцитов при допустимом значении в 10 тыс. лейкоцитов:

— Это огромная цифра. Эти двое погибли от последствий острой лучевой болезни, — сказал врач.

Собеседник издания не понимает, почему пострадавших доставили в обычную гражданскую больницу, не предупредив персонал и посетителей об опасности. По его словам, медработники хотели бы найти тех людей, кто принимал такие решения, поскольку шансов доказать свою правоту в суде мало: вся документация была изъята сотрудниками ФСБ.


Взрыв на военном объекте под Северодвинском произошел 8 августа во время испытаний некоего ракетного двигателя. В день взрыва о незначительном повышении уровня радиации сообщила администрация Северодвинска, другие ведомства — МЧС России, Минобороны и Росгидромет — отказывались комментировать радиационную обстановку в Архангельской области. В тот же день Минобороны закрыло Двинскую губу в Белом море для свободного плавания. Через несколько дней после взрыва госкорпорация "Росатом", чьи сотрудники погибли при испытаниях, заявила, что они сопровождали радиоизотопный источник питания (РИТЭГ). Общественная организация Гринпис России считает версию о РИТЭГе несостоятельной, поскольку в таких источниках питания не образуется радиоактивных инертных газов, о которых спустя три недели сообщил Росгидромет. Эксперты Гринпис полагают, что при испытаниях мог быть поврежден ядерный реактор.

После взрыва станции наблюдения Организации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний перестали в нескольких российских регионах передавать международным наблюдателям данные. Российские власти сослались на проблемы со связью.