Заволжский районный суд Ярославля 5 августа вернул в прокуратуру дело против бывшего сотрудника исправительной колонии №1 Владимира Костюка, которого обвинили в превышении полномочий за то, что он применил силу к заключенному Павлу Соколову в 2016 году. Стороны по делу были уверены, что суд вынесет приговор, передает корреспондент «7x7».
Суд посчитал, что в деле были допущены нарушения:
— Обвиняемый для устрашения осужденного применил физическое насилие. После инцидента у других осужденных ослаб авторитет к администрации учреждения. Суд возвращает дело прокурору для устранения нарушений. Должно быть указано точное время и место нарушения, следователь вменил лишь некоторые нарушения Костюка. Суд учел, что действия Костюка были противоправными, а Соколов был в подчиненном положении по отношению к Костюку. В журнале надзора не отражено применение физической силы к осужденному. Действия Костюка не были обоснованы, конституционные права Соколова были нарушены, — сказала судья Мария Селезнёва.
Мера пресечения в виде подписке о невыезде для Костюка осталась прежней.
Адвокат потерпевшего Соколова Ирина Бирюкова рассказала журналистам, что следователь в обвинительном заключении не указал, что нарушены права Соколова, а пострадали только общественные интересы:
— Это не нарушения в расследовании, это просто ошибка при составлении обвинительного заключения. Даже в судебном заседании она сейчас зачитывала: вина Костюка полностью установлена собранными по делу доказательствами. Фактически это обвинительный приговор. Просто неудачно сформулировано обвинение — это техническая ошибка. Ошибка следователя и ошибка прокуратуры, потому что они пропустили это, когда проверяли дело. Дело возвращают для устранения этой технической ошибки, и оно заново будет направлено в суд. Десять дней на обжалование, если никто обжаловать не будет — следователь быстро устраняет ошибку, указанную судом, потому что никакого дополнения к следствию не надо делать. Я думаю, что в течение месяца, максимум полутора начнется новое рассмотрение. По остальным обвиняемым — они знакомятся пока с материалами дела. Я думаю, что к новому году мы выйдем в суд.
Прокурор Дмитрий Аладьев требовал пяти лет лишения свободы условно с обязательством надлежащего поведения: у подсудимого двое несовершеннолетних детей. Адвокат потерпевшего Ирина Бирюкова поддержала требование гособвинителя. Защита Костюка также настаивала на наказании, не связанном с лишением свободы.
Костюк полностью признал вину и согласился на особый порядок рассмотрения дела. Суд после допроса двух свидетелей отменил особый порядок: на одном из заседаний Костюк сказал, что ударил потерпевшего по голове случайно: из-за того, что Соколов пригнулся.
После публикации видео Костюк был уволен из колонии, Соколов освободился в 2018 году. На суде бывший сотрудник колонии просил избрать для него наказание, не связанное с лишением свободы, чтобы он мог продолжить воспитывать дочерей и ухаживать за больной матерью.
Видео инцидента с Костюком и Соколовым “Новая газета” опубликовала в марте 2019 года. Видеоматериалы СМИ передали правозащитники из фонда «Общественный вердикт». После публикации следователи возбудили уголовное дело. На видео Костюк избивает в коридоре Соколова. Тот во время проверки не стал снимать куртку, сотрудник колонии заподозрил его в курении. За полгода до этого инцидента Соколов перенес операцию на черепе, и, по его мнению, Костюк знал об этом.
Это первый приговор по делу о пытках в ярославской колонии. Летом 2018 года «Общественный вердикт» передал “Новой газете” первую видеозапись с пытками заключенных в ярославской колонии. На ней сотрудники УФСИН издевались и избивали осужденного Евгения Макарова. После публикации видео были задержаны 15 бывших сотрудников этой колонии. 12 из них находятся в СИЗО, еще трое — под домашним арестом. Следствие обнаружило 150 преступных эпизодов со стороны сотрудников колонии. В июле 2019 года “Новая газета” опубликовала еще одно видео с избиением осужденных.