Судья Ленинского районного суда Пензы Наталья Макарычева оштрафовала некоммерческую организацию «Гражданский союз» на 300 тыс. руб. из-за отсутствия той в реестре иностранных агентов. Об этом «7x7» сообщил исполнительный директор фонда Олег Шарипков.
По словам Олега Шарипкова, судья Макарычева вела себя очень странно — выталкивала журналистов и заставила всех дополнительно регистрироваться для участия в открытом судебном заседании несмотря на то, что паспортные данные у них уже взяли на входе в суд.
Дозвониться до Министерства юстиции Пензенской области корреспонденту «7x7» не удалось. Фонд объявил сбор средств на оплату штрафа.
Решение о признании фонда «иностранным агентом» Минюст вынес 15 мая. Представители «Гражданского союза» подали встречный иск, поскольку уверены в том, что их фонд не занимается политической деятельностью. На основании этого они просили суд отложить заседание, но суд отказал защите во всех ходатайствах.
— Все обвинения носили просто абсурдный характер. Например, [в качестве факта использовалось то] что я ходил с женой на митинг против пенсионной реформы. То есть Минюст рассматривает это как политическую деятельность фонда «Гражданский союз». Хотя это был выходной день. Нигде на мне не было написано, что я директор «Гражданского союза», я не нес никаких транспарантов, что «Гражданский союз» против пенсионной реформы. По версии Минюста, я не могу ходить вообще ни на какие митинги, — говорит Шарипков.
В качестве другого доказательства политической деятельности фонда Минюст привел в пример обращение Шарипкова на имя губернатора о том, что один из конкурсов для НКО, организуемый правительством Пензенской области, прошел с нарушениями. Шарипков пояснил, что признание «иностранным агентом» неприемлемо для организации, ее правления и попечительского совета:
— Мы благотворительная организация, мы лечим детей, помогаем пожилым, даем гранты некоммерческим организациям, ремонтируем детские больницы, музеи, школы… То есть мы — гуманитарная организация.
Фонд «Гражданский союз» был создан как благотворительный в 2002 году. Он работает по технологии «community foundation» (фонд местного сообщества), то есть обеспечивает поддержку местным социальным проектам, направленным на развитие территории. Часть финансирования фонда идет за счет эндаумента — процента от целевого капитала поддерживающих благотворительность бизнес-структур. Подробнее о целевом капитале вы можете прочитать в расшифровке лекции Олега Шарипкова с баркемпа в Кирове.
«Закон об иностранных агентах» принят в 2012 году на фоне массовых протестов оппозиции. Цель закона — обозначить некоммерческие организации, которые продвигают интересы иностранного государства за деньги. На практике «иностранным агентом» признается любая НКО, которая имеет какую-то часть иностранного финансирования и у которой Минюст обнаруживает признаки любой (не обязательно лоббистской) политической деятельности.