Акция "Братья и сестры" в защиту подвергавшихся домашнему насилию сестер Крестины, Марии и Ангелины Хачатурян прошла в Воронеже 8 июля. Участники public talk выступили за условные сроки для девушек, которых обвиняют в убийстве отца, и принятие закона о домашнем насилии. Подробности - в репортаже корреспондента «7x7».

"Сестры Хачатурян - жертвы многолетних истязаний»

Акцию "Братья и сестры" в Театральном центре “Никитинский” задумала искусствовед и владелец маркетингового агентства «Мозаика» Жанна Корнева. Она обратилась к директору Никитинского театра Ирине Алексеевой. К ним присоединились худрук Борис Алексеев и SMM-специалист Платоновского фестиваля искусств Беатрис Шепель. Корреспонденту "7х7"  Жанна Корнева сказала, что откликнулась на информацию в группе “Марш сестер”:

- Я долго жила в стране [в Израиле], где женщина очень защищена законом в смысле материнства, своей сохранности, и понимала, что сестры Хачатурян - жертвы многолетних истязаний. Но с точки зрения закона речь зашла о статье “Убийство по предварительному сговору”. Во многих городах люди делают, что могут. Мы тоже хотим показать, что Воронеж не слепой и не глухой.

Борис Алексеев

"Ужаснуться самим себе"

"Бьют женщину. Блестит белок…" - выйдя на сцену, прочел Борис Алексеев стихи Андрея Вознесенского. В зале захлопали. После выступления артиста директор "Никитинского" Ирина Алексеева напомнила, что “у нас не спектакль, не торжественное действо, а мирная, спокойная, но все же акция”.

Искусствовед Жанна Корнева сказала, что защита от насилия в России ложится на плечи самой жертвы - чаще всего женщины. А дети даже не имеют способов и возможностей осознать, что находятся в ненормальной ситуации, если старшие родственники бьют их и домогаются. По ее мнению, система борьбы с этими проблемами требует пересмотра.

- Поэзия и проза сегодняшнего вечера - это наш вклад в то, чтобы дело сестер Хачатурян было переквалифицировано.

Она рассказала о деле Крестины, Марии и Ангелины Хачатурян и нескольких других громких делах о семейном насилии, например о семилетней ингушской девочке, которую избивала родная тетя. Жанна Корнева назвала цель акции:

- Ответить себе: куда идти, что делать в случае домашнего насилия, - и зафиксировать позицию от города Воронежа.

На экране появился Андрон Кончаловский с обращением: "Ужаснись сам себе". В видео 2012 года о бедах России он привел статистику преступлений и низкого уровня жизни россиян.

Ведущие показали слайды, которые Никитинский театр использует в своем спектакле о подростках “Юра”: "27% детей сталкивается дома с сексуальным насилием". Ирина Алексеева прочла мнение члена Совета по правам человека (СПЧ) Ирины Киркоры, как и почему органы опеки не справляются с защитой пострадавших. Жанна добавила, что Совет по правам человека при президенте России предлагает ввести охранные ордера и работу психологов с жертвами:

- В России до сих пор нет кризисных центров, в Воронеже с жертвами насилия тоже никто не работает. 

 

"Нам нужны кризисные центры"

Жанна Корнева спросила: что делать, если рядом бьют человека? Послышались робкие ответы из зала. Непосредственно public talk начался после эмоционального признания Бориса Алексеева в том, что он, человек хрупкого телосложения, вряд ли станет ввязываться в драку с мужчиной, который кого-либо бьет. С этого момента высказались почти все:

- Нам нужны кризисные центры, и не на Кудыкиной горе, а в районах, куда можно быстро прийти в двадцатиградусный мороз с ребенком, если окажешься на улице.

- Верно, потому что именно боязнь остаться без жилья и приводит к тому, что жертва не заявляет.

- В других странах уже есть работающая система. Надо только ее к нам перенести.

- Но для этого нам нужно государство, где не дают взятки.

- У нас агрессивность в обществе высокая.

- У нас нет с детства уважения друг к другу, нет понимания, что бить и орать друг на друга нельзя.

- Политика нашего государства направлена не на качество семей, а на их количество. Хоть голодные и плохо одетые, но зато десять детей. И политики продолжают транслировать именно такую модель, что женщина только мать и хозяйка.

- Да, у нас очень патриархальная страна, надо менять это в сторону равноправия.
 

 

Во время разговора на экране появилась инструкция “Что делать, если вы пострадали от домашнего насилия”, подготовленная редакцией The Village совместно с проектом “Насилию.Нет”.

Организаторы акции прочли несколько стихотворений, звучавших 5 июля на акции в Москве. Их написали женщины о переживаниях боли и травматических ситуаций.

В фойе участники акции сделали общее фото с плакатами "Я/Мы сестры Хачатурян", "Закон о домашнем насилии нужен каждому". Участники акции предложили продолжить кампанию в защиту девушек и провести уличную акцию или более масштабную общественную дискуссию с участием представителей власти, занимающихся социальной защитой. 


Крестина, Ангелина и Мария Хачатурян обвиняются в убийстве отца Михаила Хачатуряна по предварительному сговору (пункт «ж» части 2 статьи. 105 Уголовного кодекса РФ). Статья предусматривает наказание от 8 до 20 лет лишения свободы. Защита утверждает, что девушки оказались в безвыходной ситуации из-за продолжительного домашнего насилия и принуждения к сексуальным действиям. На момент совершения преступления им было 19, 18 и 17 лет соответственно. Дело вызвало широкий общественный резонанс, в регионах России прошли пикеты за смягчение приговора девушкам и изменение законодательства в вопросах насилия.