Правозащитник и политзаключенный Сергей Мохнаткин объявил голодовку в архангельской исправительной колонии №21 из-за тяжелых условий проживания. По его словам, ему в камеру пускают удушающий газ. Об этом «7x7» сообщил юрист Андрей Креков, который защищает интересы Мохнаткина.
По данным Крекова, Мохнаткин написал заявление о голодовке 13 июля, у него этот документ отказывались принять до тех пор, пока не приехал Креков. 64-летний политзаключенный пожаловался на то, что ему не вернули коробок с тремя спичками. В заявлении на голодовку он написал, что у него воруют лекарства, личные вещи и письма. Он потребовал прекратить пытки и издевательства.
Андрей Креков сообщил, что заключенные из соседней с Мохнаткиным камеры чувствовали удушающий газ, который запустили в камеру Мохнаткина. По словам заключенного, раньше его травили газом через отверстие для питания, но после того, как он написал заявления и предложил проверить записи с видеокамер, ему прыснули газом через окно камеры. Креков говорит, что помещение камерного типа, где сидит Мохнаткин, — на первом этаже. В заявлении Мохнаткин потребовал снять с него дисциплинарные взыскания за последнее время. Осужденный жалуется на то, что он редко бывает у врача:
«Я систематически просился к врачу, однако сотрудники либо не записывали меня к нему, либо не выводили, хотя я записан. Когда я сумел попасть к врачу, она не приняла у меня заявление на голодовку, а лишь поиздевалась», — говорится в письме Мохнаткина.
По словам Крекова, он пожаловался на условия Мохнаткина в прокуратуру:
— Я пообщался с начальником колонии — он сказал, что у них физическую силу к осужденным применяли «бог знает когда». Его ни в баню не могут сводить, ни нормальных постельных принадлежностей дать. Человеку 64 года, он сидит уже давно, элементарные-то вещи можно соблюсти. Сергей Мохнаткин — не тот человек, чтобы обманывать кого-то.
По данным пресс-секретаря управления Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) по Архангельской области, Мохнаткин написал заявление о голодовке 24 июля:
— Основанием для отказа от пищи послужило нежелание отбывать наказание в данном исправительном учереждении. Он ежедневно находится под наблюдением врачей, его состояние удовлетворительное.
В 2010 году Мохнаткина приговорили к 2,5 годам колонии за насилие над полицейским во время акции 31 декабря на Триумфальной площади в Москве. Через два года его вместе с другими 29 политзаключенными помиловал Дмитрий Медведев, Мохнаткин был единственным, кто так и не признал своей вины.
В 2015 году правозащитника снова отправили в колонию, уже на 4,5 года: Мосгорсуд признал его виновным в избиении двух полицейских во время акции на Триумфальной площади, которая прошла 31 декабря 2013 года, где Мохнаткин был аккредитован как специальный корреспондент газеты «За права человека». В конце 2016 года адвокат сообщил, что заключенный подвергается насилию со стороны сотрудников СИЗО №2 Архангельской области.
Два дополнительных года заключения Мохнаткин получил в марте 2017 года — за «дезорганизацию работы колонии»: правозащитник лег на пол и отказался двигаться по приказу конвоиров.
Сергей Мохнаткин — лауреат международной премии Московской Хельсинкской группы «За мужество, проявленное в защите прав человека» и один из финалистов премии фонда Бориса Немцова в 2017 году.
Осенью 2017 года Мохнаткина переводили на лечение в архангельскую тюремную больницу.
25 июля в Ярославле суд определил меру пресечения сотрудникам ФСИН, которые были на видеозаписи пытки заключенного Евгения Макарова.