Бывший украинский милиционер из Симферополя Александр Костенко, осужденный российским судом после присоединения Крыма к России и отбывающий наказание в Кирово-Чепецкой исправительной колонии №5, заявил, что готов нанести себе опасные для жизни травмы, если сотрудники колонии не перестанут фабриковать против него поводы для новых взысканий. Об этом корреспонденту «7x7» рассказал 26 июня член ОНК Кировской области Денис Шадрин.

Как рассказали в ОНК, Костенко поместили в штрафной изолятор (ШИЗО) 21 июня за то, что он находился в спальном помещении отряда, нарушая установленный распорядок. Сам Костенко свой проступок не отрицал, поскольку несогласным со взысканием дают 10 суток ШИЗО. За неделю до этого Костенко уже получил устный выговор за то, что занавесил спальное место. Политзаключенный ранее сообщал членам ОНК, что его кровать стоит у входа на сквозняке. Как рассказали в колонии правозащитникам, Костенко грозит третье взыскание, поскольку он не держал руки за спиной в ШИЗО вне камеры.

Заключенный считает, что сотрудники колонии специально фабрикуют взыскания перед его выходом из колонии. Как сообщил «7x7» член ОНК Олег Ткачев, Костенко жалуется, что во влажной камере ШИЗО ему тяжело дышать, что он устал от страданий и хочет последние дни перед выходом быть в приемлемых условиях. Ткачев подтвердил, что в камере ШИЗО от влаги блестит пол и очень душно. Про суицид, по словам Ткачева, Костенко упомянул бегло, не акцентируя внимание.

По словам Шадрина, при общении Костенко сильно нервничал и сообщил о готовности к попытке суицида в знак протеста против фабрикации против него взысканий, руководство колонии настаивает на законности взысканий и объясняет нервозность осужденного его скорым освобождением. Костенко должен выйти на свободу 3 августа 2018 года.

В комментарии «7x7» начальник пресс-службы УФСИН Ирина Колчина сказала, что после информации о планируемом суициде Костенко посетил психолог. По словам Колчиной, в беседе с ним Костенко отрицал намерения нанести себе травмы. После психолога Александра Костенко посетит еще и психиатр. 

Мокрый пол, по словам Колчиной, в камере из-за того, что осужденные сами его мыли перед визитом членов ОНК и плохо отжимали тряпку. А так как камеры снабжены системой вентиляции, то душно там быть не может. Начальник пресс-службы попросила отдельно отметить, что все камеры ШИЗО соответствуют санитарным нормам и регулярно проверяются надзорными органами.


Бывшего симферопольского милиционера Александра Костенко задержали 6 февраля 2015 года на территории Республики Крым. Его осудили на 3 года и 6 месяцев колонии общего режима по пункту «б» части 2 статьи 115 Уголовного кодекса России («Причинение легкого вреда здоровью по мотивам идеологической ненависти») за то, что он якобы бросал брусчатку в сотрудников «Беркута» на Майдане во время событий 2013–2014 годов. Еще одно обвинение — по части 1 статьи 222 Уголовного кодекса («Незаконное хранение оружия»).

Правозащитный центр «Мемориал» считает приговор Костенко частью репрессий российских властей против проукраинских активистов. Правозащитники центра признали Александра Костенко политическим заключенным, поскольку считают абсурдным приговор по законам Российской Федерации за причинение легкого вреда гражданином Украины другому гражданину Украины. Сам факт преступления правозащитники считают недоказанным, а оружие, за которое осудили Костенко, считают они, могло быть подброшено.

Месяц назад о давлении сотрудников Кирово-Чепецкой ИК-5 сообщил другой политзаключенный, основатель татарского националистического фронта «Алтын Урды» Данис Сафаргали. Тогда он в знак протеста объявил голодовку. Пресс-служба УФСИН настаивала, что Сафаргали грубо нарушил правила внутреннего распорядка.