Политологи Комитета гражданских инициатив (КГИ) 20 июня представили итоги мониторинга социально-экономической и политической напряженности в регионах России. Корреспондент «7x7» побывал на презентации доклада.
По подсчетам экспертов, в среднем с 2013-го в каждом регионе России в год арестовывают по семь депутатов или чиновников. Это ведет к увеличению контроля за регионами со стороны федерального центра и к снижению способности местных властей реагировать на кризисные ситуации.
По данным КГИ, в 2013 году число задержаний депутатов и чиновников в регионах достигло 600 случаев — это в три раза больше, чем было в 2012-м. С тех пор эта репрессивная отметка оставалась неизменной год от года. В 2015 году репрессии региональных элит перешли на новый уровень — им начали подвергаться губернаторы вместе со своими командами, в том числе в национальных республиках.
За 2015–2016 годы под уголовное преследование попали три губернатора, 30 заместителей губернатора и шесть мэров столиц регионов. В 2017 году — два главы региона, девять замов и один столичный мэр. Согласно этим цифрам, каждый 50-й чиновник или депутат (2% представителей региональных элит) ежегодно рискует стать подозреваемым по уголовному делу.
Политолог Николай Петров прокомментировал такую тенденцию в общественной жизни страны:
— Если раньше национальные республики привлекали внимательное и нежное отношение федерального центра, то сейчас они постепенно начали терять этот статус. Сейчас в Дагестане отрабатывается схема смены всей руководящей верхушки республики, это может улучшить имидж власти, сказаться на коррупционной составляющей в регионе. И может привести к сложным и труднопросчитываемым изменениям в этноклановом балансе Дагестана.
Политолог Александр Кынев добавил, что замены губернаторов происходили в регионах с развитыми элитными группами, в результате репрессий и замен глав субъектов федерации исчезают политики, которые могут участвовать в политической жизни.
— Вся стабильность в регионах держится на десубъективизации политики, на исчезновении из нее игроков, которые в состоянии формулировать собственную повестку и что-то заявлять. Кто раньше был готов пойти в губернаторы, сейчас — не готов. Происходит схлопывание партийной системы. Сказываются многочисленные запреты в выборном законодательстве и другие причины. Десубъективизация политики не может быть бесконечным процессом, когда-то она пойдет вспять, — сказал он.
Политологи КГИ заметили, что в большинстве регионов, где в 2017 году сменился глава, на выборах президента в марте 2018 года повысилась доля голосов за Владимира Путина по сравнению с прошлыми выборами.
Авторами доклада стали эксперты КГИ Александр Кынев, Николай Петров и Алексей Титков.
В 2013 году по подозрению во взятке задержали мэра Ярославля Евгения Урлашова и его заместителей (Урлашова осудили на 12 лет колонии в 2017 году). В 2015 году — возбудили уголовное дело о создании организованного преступного сообщества среди высших чиновников Коми (дело Вячеслава Гайзера). В 2016 году арестовали бывшего главу Кировской области Никиту Белых, в 2018 году его осудили на восемь лет колонии.
В 2017 году по подозрению в получении взятки арестовали бывшего главу Марий Эл Леонида Маркелова. В феврале 2018 года, по выражению Александра Кынева, «зачистке подвергли всю верхушку Дагестана» — врио главы республики Владимир Васильев отправил все правительство в отставку. Обыски прошли у нескольких высших чиновников региона и в районных администрациях.
КГИ оценивает социально-экономическую и политическую напряженности в регионах России с 2015 года. Специально для этого они разработали методику для учета трех основных критериев: политической ситуации, экономической ситуации и протестной активности.