Приморский районный суд Архангельска встал на сторону бывшей сотрудницы музея Соловецкого монастыря Ольги Бочкаревой, которая добивалась признания прав на квартиру на Соловках. Монастырь хотел выселить ее после закрытия отдела исследования ГУЛАГа. Об этом 19 февраля корреспонденту «7x7» сообщила адвокат Бочкаревой Марина Агальцова.
По данным правозащитной организации «Мемориал», настоятель монастыря Владимир Шутов, который одновременно возглавляет музей при обители, пытался через суд признать договор о передаче квартиры в собственность экс-сотруднице недействительным. Ольга Бочкарева подала встречный иск и потребовала завершить приватизацию квартиры, в которой она живет с дочкой с 2011 года.
Адвокат Агальцова рассказала «7x7», что Минкульт и монастырь давно просрочили возможность оспаривания права собственности ее подзащитной:
— Судья постановила признать право собственности за Бочкаревой, мотивационную часть решения мы получим 22 февраля. Представители музея говорили, что не знали о том, что отдают квартиру в бессрочное пользование по договору социального найма. Они якобы думали, что дают жилплощадь только на период работы на Соловках. Потом говорили, что музей не уполномочен такой договор заключать, а нужно было разрешение Минкульта, потому что квартира находится в оперативном управлении музея. Мы считаем, что они об этом знали все эти годы и пропустили срок исковой давности — один год. Нам известно как минимум о трех квартирах, которые были переданы в соцнайм и приватизированы. И по ним тоже никакого согласия Минкульта не было.
Сама Ольга Бочкарева рассказала «7x7», что у жителей Соловков продолжается конфликт с РПЦ, но они не намерены уезжать с острова:
— Меня не волнует конфликт с Соловецким монастырем — я люблю остров, живу на нем почти 30 лет и буду жить в этой квартире. Закрытие отдела исследования ГУЛАГа связано с амбициями людей, которые на этом пиарятся, но мало что знают. Выступления перед СМИ для них важнее, чем исторические факты, к которым они апеллировать не могут. Тема ГУЛАГа в музее практически закрыта, мой бывший отдел теперь занимается только монахами в лагере и монастырской тематикой. Поэтому я и перестала им быть нужной. Конфликт жителей и РПЦ остался, люди считают, что это их остров, а церковь — это всего лишь общественная организация. Люди сопротивляются, как могут. Мою приватизацию затягивали, в музее сейчас бардак с документами.
Ольга Бочкарева работала в Соловецком музее с 1988 по 2016 годы. Она создала экспозицию в одном из бывших лагерных бараков в поселке Соловецком. На протяжении 30 лет Бочкарева консультировала родственников репрессированных и помогала им в розыске документов их родных, которые сидели на Соловках.
Корреспондент «7x7» летом 2017-го опубликовал большой репортаж о Дне памяти жертв репрессий на Соловках.