На презентации новой электронной базы «Жертвы политического террора в СССР», представленной Коми республиканским благотворительным общественным фондом жертв политических репрессий «Покаяние» 5 декабря, объяснили, как с ее помощью узнать о судьбе репрессированных родственников.

— Это колоссальная работа, в базе более трех миллионов фамилий репрессированных, — рассказал председатель правления фонда историк Михаил Рогачёв. — Можно провести параллели с базой, составленной на основе фондов министерства обороны, с помощью нее многие ищут своих родственников, воевавших во Второй мировой войне.

Работой по составлению базы занимался международный «Мемориал», проектом руководил Ян Рачинский. База основана на официальных документах и включает в себя сведения всех региональных книг памяти. Несмотря на большую работу составителей, в ней не хватает еще девяти миллионов человек. В базу вошли так называемые книги памяти разных регионов России, но они составлены не везде, а большинство из имеющихся также не полны. Пополнять новую базу данных из официальных источников сложно, так как доступ к архивным записям закрыт. Получить личные данные заключенных могут только их родственники, представившие ряд документов, доказывающих родство.

 

 

— Республика Коми уникальна, потому что у нас общественная организация выпускает книги памяти на деньги из бюджета республики. В большинстве регионов списки памяти составляли такие организации, как ФСБ, МВД и прокуратура. У нас до сих пор миллионы людей, я не преувеличиваю, ищут своих пропавших предков и найти не могут, потому что в данных значится, что человек осужден на десять лет, и на этом данные заканчиваются, — объяснил Рогачёв.

В фонд «Покаяние», по словам историка, запросы приходят почти каждый день. Сейчас, например, сотрудники музея художника Василия Поленова ищут сведения о сотруднице музея и родственнице великого художника Анне Павловне Поленовой, которая была узницей Локчимлага и уцелела. 

 

 

Все 12 мартирологов фонда «Покаяние» в новой базе есть, и работа по ее заполнению будет продолжаться. В нее включены данные и других государств, например Украины, а также книга памяти Крыма, материалы из Казахстана и Белоруссии и книга памяти, посвященная полякам-переселенцам. Книги памяти стран Балтии тоже изданы, но, чтобы они вошли в базу, их надо переводить. 

Как работает база, показал правозащитник Игорь Сажин: достаточно ввести в поисковике имя и фамилию. Специально для собравшихся на презентацию журналистов он нашел в базе четыре справки (по количеству заведенных дел) на политического деятеля, стоявшего у истоков Коми автономии, Дмитрия Батиева.


Сбор информации о жертвах политических репрессий «Мемориал» ведет с момента своего основания в августе 1987 года. Кроме составления списка, организация занимается сбором и хранением частных свидетельств и семейных архивов, а также предметов и произведений искусства, связанных с темой репрессий.