Предложенный на референдум вопрос о переносе столицы Коми из Сыктывкара в Ухту получил положительную оценку юристов и лингвистов. Государственный совет республики 23 ноября рассмотрит проект постановления о том, что вопрос соответствует действующему законодательству и может быть вынесен на референдум. Документ опубликован на сайте Госсовета.
В пояснительной записке говорится, что после получения материалов из избирательной комиссии Госсовет организовал проверку предложенного инициативной группой вопроса «Согласны ли Вы с тем, чтобы в Республике Коми был принят Закон о внесении изменений в Конституцию Республики Коми, предусматривающий перенос столицы Республики Коми из города Сыктывкар в город Ухту?». Правовое управление и управление документационного обеспечения республиканского парламента не нашло нарушений в этой формулировке.
По мнению юристов и лингвистов, предлагаемая формулировка вопроса не противоречит российскому законодательству, исключает возможность ее множественного толкования и не несет неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Принятие поправок к Конституции региона относится к полномочиям законодательного органа субъекта России. Изменения в Конституцию Коми вносит Госсовет при условии, что за них проголосовало не менее 20 из 30 депутатов.
Комитет Госсовета по законодательству и местному самоуправлению 20 ноября признал, что вопрос соответствует федеральному и региональному законам.
«Основной аспект всей ситуации на данную секунду — это сам факт проведения референдума, в первую очередь как возможности для жителей республики самим озвучить свою позицию. С этой точки зрения данная гражданская инициатива абсолютно легитимна и как минимум имеет право на обсуждение на уровне Госсовета», — приводит слова председателя комитета Нины Нестеровой пресс-служба республиканского парламента.
Проект постановления депутаты рассмотрят на заседании 23 ноября, после чего документы будут направлены в избирательную комиссию республики для регистрации инициативной группы.
Избирком Коми 13 ноября проверил ходатайство и документы инициативной группы по проведению референдума о переносе столицы республики в Ухту и отправил их в Госсовет.
По информации интернет-издания «НЭП», с этой идеей выступил ректор Ухтинского государственного технического университета Николай Цхадая. Его помощник, член инициативной группы Дмитрий Безгодов считает, что если не перенести столицу в Ухту, то через 10 лет в Коми «останется один город — Сыктывкар, с умирающими вокруг него селами и северными вахтовыми поселениями».
«Красное Знамя» назвало еще одного члена инициативной группы — заместителя декана факультета гуманитарного образования УГТУ Евгения Вологина. В республиканских СМИ его называли «известным политологом и общественником». Вологин выдвигался в качестве кандидата в депутаты совета Ухты, мэра, в Госсовет, в Госдуму и на пост главы Коми и сменил членство в нескольких партиях: «Справедливая Россия», «Правое дело» и «Родина». Считается, что Вологин сотрудничал с управлением информации администрации главы Коми в качестве «политического киллера» или технического кандидата на выборах. После арестов по «делу Гайзера» в 2015 году политолог стал менее активным в СМИ.
Источник «Красного знамени» утверждает, что если инициативу согласуют, референдум может быть назначен на 18 марта — день выборов президента России, а сам референдум — «политтехнология для повышения явки».
Идея о переносе столицы в центр республики не нова. Как говорится в исторической справке на геопортале Коми, в 1939 году из Ижемского и Сторожевского районов был выделен самостоятельный Ухтинский район, после чего руководство Коми АССР выдвинуло идею о переносе столицы республики из Сыктывкара в Ухту, чтобы приблизить республиканские органы власти к северным районам, которые в то время активно осваивались. Предполагалось, что перенос столицы будет способствовать «дальнейшему продвижению культуры на север». Обустройство новой столицы Коми АССР должно было завершиться за три года силами заключенных, которых нужно было перевести в Ухту из других лагерей республики. Совнарком СССР отложил рассмотрение этого предложения до 1941 года, но из-за начавшейся войны этот план так и не воплотился.