Житель села Селихово Орловской области Юрий Сальков, пригласивший журналистов орловского ВГТРК для освещения местных коммунальных проблем, получил устное предупреждение от участкового: на него якобы написал заявление сам глава Знаменского района Сергей Сёмочкин, который заподозрил его в нарушении порядка проведения и организации митингов и собраний. Об этом корреспонденту «7x7» рассказал сам инициатор съемок.

Житель Селихово уже обратился к уполномоченному по правам человека в Орловской области Александру Лабейкину с просьбой разобраться в правомерности действий правоохранителей и отправил жалобу на действия и бездействие властей в областную прокуратуру.

По словам Юрия Салькова, на следующий день после первого визита журналистов к нему домой приехал участковый и пригласил его к себе в автомобиль для «проведения беседы». Полицейский предупредил Салькова, что в отделении лежит заявление, где районная администрация обвиняет пригласившего съемочную группу жителя в нарушении закона о митингах. При этом документально подтвердить свои слова он не сумел: само заявление якобы оставил на работе, повестки при нем тоже не оказалось. Сотрудник полиции потребовал написать объяснительную, Сальков это требование выполнил.

О визите участкового узнали журналисты, подготовившие репортаж о проблемах села. Они снова приехали на место, чтобы разобраться в ситуации, но комментариев от властей получить не смогли. Единственное, что удалось узнать: якобы заявления конкретно на Салькова уже нет, вместо него — просьба провести проверку по факту собрания жильцов. На этот раз сотрудники полиции тоже никаких подтверждающих документов не предъявили. Однако, как Салькову сообщили соседи, участковый все еще интересуется его личностью: опрашивает жильцов близлежащих домов и якобы просит дать объяснения против Юрия.

— Я расцениваю это как давление, местную меру воздействия на меня. У нас правонарушения со стороны многих органов [власти] замалчиваются, а в областной центр все подается в ярком свете, — считает Юрий Сальков.

Правозащитница Наталья Звягина в этом деле видит «штатную», но не безвыходную ситуацию:

— По букве закона, любое собрание с целью обсуждения любых общественных проблем — это митинг. Однако если бы этот текст трактовался столь широко и неизбирательно, то на каждую линейку у школы и каждое собрание бабушек у подъезда приходилось бы подавать уведомление. В данном случае, если было бы нужно организовать давление, то формальных оснований для штрафа на организатора встречи достаточно: имело место публичное мероприятие, где наверняка местное руководство в хвост и в гриву за всю неблагоустроенность поносили. Действия по организации — зачем-то еще и под подпись?! — также были. Ситуация больше похожа на включение системы чиновничьей самообороны. Им потом надо будет ответ держать перед областными властями, вот они и готовят простой и удобный вариант: это у нас тут смутьян и агент Госдепа. Не дороги же им и трубы, в самом деле, ремонтировать. И смутьяну тонко намекают, что сам виноват окажешься, и сами все в белом останутся. То есть это не давление ради давления, а так оно все обычно работает теперь, штатная ситуация. Мне кажется, дело может и не появиться, но если появится, то в суде можно будет доказать отсутствие события правонарушения, то есть что именно митинга-то и не было, или что организатор — ВГТРК, а не сельские жители, что весь сыр-бор — от журналистов, не желающих по селу искать респондентов.


В июле 2017 года житель Орловской области Юрий Сальков пригласил в село Селихово съемочную группу регионального ВГТРК, чтобы донести до региональных властей масштаб коммунальных проблем поселения: жители много лет жалуются во все инстанции на затапливающую подвалы канализацию, на косметический ремонт, который на бумаге преподносится как капитальный, и многие другие нарушения.

Журналисты попросили Салькова помочь им в подготовке материала — собрать жителей села в одно время и в одном месте. Чтобы оповестить соседей, Юрий распечатал около 40 листовок и раздал их друзьям и знакомым под личную подпись.

В назначенный день на встречу с журналистами пришло не больше 10 человек. Присутствовал в том числе и глава сельского поселения. Уже на следующий день на организатора встречи Юрия Салькова якобы было составлено заявление о нарушении закона о митингах.