Фонд политолога Георгия Сатарова «Индем» совместно с музеем Бориса Ельцина запустил проект «90-е: История великого поворота». Он предполагает сбор воспоминаний непосредственных участников процессов, которые происходили в России после перестройки. Эта часть проекта называется «Пишем историю сами».
Сатаров так охарактеризовал проект:
— Дорогие сограждане! 1990-е годы XX века были особенно драматичными в истории нашей страны. Одни считают это время самым счастливым в их жизни, другие считают его сплошной трагедией для них и для страны. Реальная история 1990-х неотделима от жизни обычных людей, их переживаний, очарований и разочарований, обретений и потерь, от конкретных обстоятельств их жизни в это необыкновенное время. Но все пережитое пока что хранится только в нашей с вами живой памяти и в семейных архивах. Это ценное наследие нашей памяти, эту подлинно народную историю надо обязательно сохранить для нашей страны и будущих поколений ее граждан.
Участниками проекта могут стать люди, которые росли в СССР, вступили в 1980-е годы в сравнительно сознательном возрасте, испытали на себе перемены и готовы откровенно рассказать о своем опыте.
— Мы приглашаем вас к сотрудничеству. Вы сможете поделиться своими воспоминаниями о 1990-х годах и сохранить их, можно сказать, навсегда в специальном электронном архиве. Но мы обращаемся и к молодым людям. Помогите нам: расскажите о нашем проекте своим родителям, бабушкам и дедушкам. Призовите их поделиться своими воспоминаниями и помогите им в контактах с нами, — добавил политолог.
Организаторы собирают дневниковые записи, мемуары, фотографии той эпохи. Материалы не должны быть опубликованы ранее и не могут являться художественным произведением.
Например, Евгений Кисельгоф рассказал о покупке и перепродаже в 1990 году своего первого автомобиля, Андрей Дружинин написал о веерных отключениях электричества в Ивановской области, а Георгий Трубников вспомнил о том, как восстанавливал разрушенный храм в Ленинградской области.
В интервью «Фонтанке» Сатаров отдельно сказал о том, что «история 90-х не нуждается в апологетике, в приукрашивании».
— Ей достаточно объективности. Понимая, конечно, что как бы авторы воспоминаний ни относились к 1990-м, их жизнь не могла быть благостной и простой. Но объективно увидеть, оценить и понять 90-е без такой «истории повседневности», точнее без истории разнообразных жизней и переживаний живших в это время людей, невозможно или как минимум недостаточно. Мы уже собрали несколько десятков воспоминаний, но нам нужны даже не сотни, — заключил он.