10 октября фонд «Петербургская политика» опубликовал очередное ежемесячное рейтинговое исследование, посвященное мониторингу социально-политической устойчивости в российских регионах. Положение Марий Эл, по его итогам, немного ухудшилось: регион по-прежнему находится в группе субъектов Российской Федерации с пониженной устойчивостью: коэффициент, отражающий социально-политическое положение регионов, для Марий Эл снизился на 0,1 (с 5,7 до 5,6).
Традиционный набор позитивных и негативных событий месяца в сентябре оказался уравновешен. К позитивным отнесены открытие главой Марий Эл Леонидом Маркеловым нового корпуса современной типографии в Йошкар-Оле, подписание соглашения между НДБ-Банком и Фондом поддержки предпринимательства республики, открытие новых фельдшерских пунктов в Советском, Сернурском и Куженерском районах и новых сельских стадионов в Килемарском и Оршанском районах.
Отрицательно на региональной стабильности сказались отставка мэра Волжска Сергея Процко, проработавшего в должности всего полгода (эта кадровая новость стала одним из самых громких региональных политических событий сентября, которое удостоилось места в общефедеральной тридцатке), включение Марий Эл Минфином России в число регионов с низким качеством управления финансами, 77-е место в индексе кредитоспособности регионов (РИА Рейтинг) и 80-е место по доступности покупки нового автомобиля (по данным РИА Рейтинг).
Результаты рейтинга связаны с главным событием сентября — выборами в Государственную думу и их итогами.
О том, что все это стало серьезным испытанием для региональных элит, написал в комментарии к рейтингу президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов:
«Федеральные выборы традиционно являются тестом на консолидированность местных элит, замером социального самочувствия населения и потенциальным поводом для попыток делегитимации итогов голосования. Ход кампании и голосования позволяет оценить работоспособность местных конструкций управления политическим процессом и систему управления рисками».
По мнению политолога, вопрос о политических выводах кампании по итогам выборов остается открытым. С одной стороны, региональные элиты не могут не учитывать традицию отправлять в отставку губернаторов, не обеспечивших достойный результат для «Единой России» (по итогам выборов 2011 года были заменены руководители всех 10 «худших» для партии власти регионов).
Виноградов считает, что провозглашенные на федеральном уровне приоритеты легитимности и конкурентности избирательных кампаний затрудняют для федеральной власти проведение такой ротации на этот раз. Тем не менее ротации глав регионов можно ожидать, но в меньшем, чем пять лет назад, масштабе:
«Федеральный центр заинтересован продемонстрировать свое неравнодушие к итогам голосования в регионах, однако нет признаков настроя на масштабную замену глав территорий. В то же время в рамках выстраивания послевыборных конфигураций в региональной политике придется учитывать целый ряд рисков».
В исследовании подробно рассматриваются электоральные показатели на прошедших выборах: явка, результаты голосования за «Единую Россию» и прочие, оппозиционные по отношению к партии власти политические силы.
На выборах в Госдуму избиратели Марий Эл продемонстрировали средний уровень явки: республика оказалась среди 11 регионов с показателем в 50–60% (максимум, 90% — Чеченская республика; минимум, менее 35% — Иркутская и Новосибирская области, Санкт-Петербург).
Данные голосования за «Единую Россию» в Йошкар-Оле ближе к максимальному, чем минимальному показателю — 36–39% (при максимальной поддержке в городах в 40% и минимальной — в 25%). Уровень поддержки партии власти населением Марий Эл на выборах 2016 года был существенно ниже, чем в 2011-м. (25-е место в 2011 году, 42-е — в 2016-м). Марий Эл оказалась 13-й из 24 регионов России, в которых популярность партии власти снизилась (максимально положение единороссов ухудшилось в Коми — 55 позиций). По результатам выборов две коммунистические политические партии добились в Марий Эл самых высоких показателей в масштабах страны: «Коммунисты России» с 4,11% голосов избирателей показали свой третий наивысший результат (после Карачаево-Черкессии и Омской области), а КПРФ — первый (27,28%). Уровень голосования избирателей республики за «Единую Россию» соответствует среднему показателю (45–50%).