По реке Ухте плывет пена, особенно много ее в районе поселка Шудаяг, — об этом местные жители сообщили в соцсетях 12 октября. К такого рода происшествиям люди стали особенно внимательны после весеннего нефтеразлива.
По словам очевидцев, новые загрязнения появились после того, как 4 октября республиканская комиссия осмотрела акватории рек Ухта, Ярега и Войвож, приняла работы по ликвидации последствий нефтеразлива и резюмировала, что водные объекты очищены полностью. Модераторы паблика в соцсети «ВКонтакте» «Ухта против радиоактивного новостроя» предположили, что пена, которая шла по реке все лето, могла появиться в результате использования для борьбы с нефтеразливами реагентов. Беспокойство ухтинцев вызывает тот факт, что пена идет в сторону открытого ухтинского водозабора.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин сообщил, что пока не может прокомментировать эту ситуацию. Однако он утверждает, что реагенты для очистки рек не применялись:
— Проводился только барботаж, то есть смыв донных загрязнений напором воды.
Заместитель генерального директора ООО «Лукойл-Коми» по связям с общественностью Сергей Макаров тоже отрицает использование реагентов для очистки реки:
— Я в первый раз слышу о том, что в реке могут быть какие-то реагенты. Прошу не забывать, что на реке не только предприятия «Лукойла», но и много чего другого. Надо, конечно, проверить все сигналы, которые от жителей поступают, и все выяснить.
Макаров подчеркнул, что никаких официальных сообщений о загрязнении реки от органов власти или других структур им не поступало. Он напомнил о том, что результаты работ по очистке рек от нефтезагрязнений недавно приняла специальная комиссия.
— Все лето проводился мониторинг под контролем Минприроды, и все действия, которые предписывались нам властью и надзорными органами, были выполнены, — заявил Макаров. — Комиссия во главе с министром была в Ухте, в ее составе присутствовали общественники, они осматривали результаты очистки окончательно.
Член Комитета спасения Печоры Иван Иванов считает ситуацию с пеной не очень понятной:
— Это могут быть и реагенты, и что угодно другое. Пена бывает и когда на реке поднимается вода. Правда, обычно она не желтая. Но сейчас осень, вода поднялась, могло всплыть что-нибудь. Кроме пены по реке идет нефтяная пленка — как с Яреги, так и с реки Чуть. Она тоже могла появиться по разным причинам — нефтяные пласты местами подходят близко к поверхности.
Претензии, по мнению общественника, в данном случае нужно предъявлять к Росприроднадзору, который плохо следит за ситуацией, часть ответственности лежит и на «Лукойле».
— В июне Полшведкин дал им поручение мониторить ручей Малый Войвож и реки Ярегу, Ухту и Ижму вплоть до впадения в Печору. Но пока нет никакой информации о том, что кто-то ведет мониторинг. В августе я спрашивал представителей компании, контролируют ли они лабораторными исследованиями эффективность своих методов. Но понял, что нет, — подытожил Иванов.
В апреле 2016 года под Ухтой произошел крупный нефтеразлив, из-за которого даже пришлось ввести режим чрезвычайной ситуации. По оценке «Гринпис России», в реку Ухту могло попасть порядка 100 тонн нефтепродуктов. В июне основным источником нефтезагрязнений была признана компания «Лукойл-Коми». Следственное управление по Коми возбудило уголовное дело по факту нефтеразлива.