В Карелии журналистам запретили записывать комментарии в коридорах петрозаводского городского суда. Региональный профсоюз счел инцидент нарушением закона «О СМИ» и уже обратился за объяснениями к председателю суда, об этом корреспонденту «7x7» 12 октября сообщил руководитель карельского союза журналистов Евгений Белянчиков.
Профсоюз попросил дать правовую оценку действиям администратора, которая 10 октября настойчиво рекомендовала журналистам не брать интервью в коридоре суда. Приставы восприняли рекомендацию как запрет и строго следили за тем, чтобы представители СМИ выполнили ее. Судебные власти препятствовали журналистам в освещении резонансного процесса по делу супругов Медведевых, у которых финские социальные службы забрали детей. Заседание по делу шло 10 октября в закрытом режиме, после процесса журналисты хотели получить комментарии у его участников.
— Считаю, что данное решение не просто ограничивает журналистов в их законных правах на работу, не только нарушает закон «О СМИ», но и противоречит здравому смыслу, поскольку коридоры суда — это публичное место, а право давать комментарий — это право и прерогатива самого гражданина, а вовсе не суда, за исключением случаев, где затронута какая-то секретная информация. То, что суд решил расширить свои полномочия, говорит лишь о том, что судебная система, которая должна олицетворять закон, справедливость и логику, все больше отходит от этих принципов, превращаясь в какое-то секретное силовое ведомство, — прокомментировал инцидент Евгений Белянчиков.
Он добавил, что не ожидает от председателя суда ответа по существу, и думает, что официальные объяснения будут носить формальный характер со ссылкой на правила поведения в суде, которые сам же суд и установил.
Помощник председателя петрозаводского городского суда Елена Шума отказалась комментировать инцидент, сославшись на то, что письменного ответа от председателя суда пока нет.
Медиаюрист Елена Пальцева считает, что с правовой точки зрения ситуация выглядит странно, потому что права запрещать брать интервью у администратора суда нет ни на основании федеральных законов, ни на основании внутренних правил суда.
«Правила (пребывания посетителей в суде) требуют согласовывать фото- и видеосъемку в коридорах суда, но никак не интервью с участниками процесса (тут закон отдает этот вопрос на откуп самим гражданам, которые, естественно, могут и отказаться от дачи пояснений)», — заключила Елена Пальцева.
В июне 2016 года карельские журналисты безрезультатно пытались в судебном порядке оспорить правила поведения в суде для журналистов. Фотограф издания «Столица на Онего» Сергей Юдин не согласился с решением суда, который запретил ему вести фотосъемку в коридоре.