Европейский суд по правам человека 24 мая опубликовал на своем официальном сайте решение по делу «Манжос против России» (CASE OF MANZHOS vs. RUSSIA), которое поступило в ЕСПЧ в ноябре 2009 года.

Страсбургский суд усмотрел в деле Павла Манжоса нарушение статьи 3 Европейской конвенции по правам человека о запрете пыток и присудил ему выплату не облагаемой налогом компенсации морального вреда в 15 тыс. евро, а также 1 375 евро в качестве компенсации судебных расходов. Если по истечении трех месяцев выплаты не будут произведены, на них начнут начисляться проценты по ставке Европейского Центрального банка в размере 3% годовых.

Как следует из решения суда, 7 марта 2008 года журналиста и преподавателя английского языка Павла Манжоса задержали на улице и доставили в отдел внутренних дел Центрального района Воронежа якобы за нецензурную брань в публичном месте. Полицейские надели на него наручники, вывернули руки назад и подвесили к металлическим прутьям таким образом, чтобы Манжос мог доставать до пола только стоя на цыпочках. После этого задержанный получил несколько ударов по лицу и груди. В полиции в таком положении он провел несколько часов, испытывая сильную боль.

Когда его выпустили, он поехал в больницу и бюро судмедэкспертизы, где зафиксировал нанесенные побои и следы синяков под глазом, на груди, на лице и запястьях. Врачи установили, что связки его запястий были серьезно повреждены.

Манжос написал заявление на неправомерные действия полицейских в Следственный комитет, но там в возбуждении уголовного дела отказали. Он обжаловал решение, но эффективного правосудия добиться не смог.

Только в июне 2011 года, после того, как жалоба Манжоса была коммуницирована в ЕСПЧ, в Воронеже начались подвижки по делу о превышении должностных полномочий: журналисту устроили процедуру опознания возможных обидчиков, пригласив на нее нескольких полицейских. Однако через три года после инцидента заявитель не смог уверенно опознать своих мучителей. После этого в июле 2011 года расследование «заморозили».

В своей жалобе в ЕСПЧ заявитель написал, что Конституция России гарантирует гражданам защиту их человеческого достоинства, а Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает применение пыток по отношению к задержанным. Кроме этого, потерпевший посчитал, что Следственный комитет нарушил его права на справедливое расследование инцидента. На это представители российской стороны заявили, что жалоба была «преждевременной», поскольку расследование дела было не прекращено, а «приостановлено».

В заявлении в ЕСПЧ воронежец потребовал компенсации от России в 25 тыс. евро за нанесенный моральный вред, а также компенсацию судебных, юридических и прочих расходов на общую сумму около 3 тыс. евро.