Главная проблема гражданского общества в Кирове — отсутствие структуры, поэтому гражданам необходимо выработать «собственный регламент», — заявил губернатор Никита Белых на пленарном заседании законодательного собрания 21 апреля.
Это стало ответом на вопрос депутата Дмитрия Русских, который поинтересовался у губернатора состоянием гражданского общества и свободы СМИ в регионе:
— Мы в последнее время не видим вашу позицию, мы к вам обращаемся, но вы нас не слышите. Я имею в виду проблемные вопросы по парку Победы [на днях суд отправил дело по парку Победы на повторное рассмотрение], Дворцу Пионеров, мемориалу: не поймешь, что это — и на спортзал похож, и на ТЦ. [Ранее депутат Валерий Туруло сообщал, что участок может быть продан]. Еще мы убеждали не строить космический центр [по адресу улица Преображенская, 18] в исторической части города. А сейчас общественность выступает против установки колеса обозрения на Театралке, предлагает выбрать для него Александровский сад. Вопрос простой: мы вас потеряли или вы в нас разочаровались?
В ответ губернатор Белых сообщил, что у гражданского общества нет структуры, и поэтому ему «нужно определиться с собственным регламентом».
— Ко мне приходят сотни запросов, — объяснил губернатор. — Я не могу озвучивать свою позицию по тем вопросам, которые рассматриваются в суде или находятся под надзором прокуратуры. Это будет воздействие с моей стороны. Но по тем темам, которые не вышли на официальные площадки, я готов давать комментарии. Гражданское общество и сообщество экспертов — это противоположные группы. Мне как руководителю региона нет разницы, где будет строиться космический центр. Но экспертное сообщество сказало, что он должен быть построен именно на том месте. Так что или мы доверяем экспертам, или уходим на площадки судов.
Губернатор не прокомментировал больше ни одну ситуацию, приведенную в пример депутатом.
Член региональной Общественной палаты Олег Ткачев в комментарии корреспонденту «7x7» сказал, что категорически не согласен с губернатором. По его мнению, отсутствие структуры — это достоинство и плюс.
— Это значит, что гражданское общество не превратилось в управляемую иерархическую структуру с единством мнений и исполнительской дисциплиной. Что касается гражданского общества и общества экспертов, то это вовсе не противоположные группы, а взаимодополняющие. Эксперт должен быть гражданином и учитывать в числе прочих факторов мнения социальных групп. Вместе с тем, эксперт должен оставаться экспертом, и совсем не обязан по заказу обосновывать любой каприз по принципу «чего изволите». Вот с экспертным сообществом у нас беда. Есть специалисты, но они как раз во многом ангажированы людьми с ресурсами и попросту обслуживают частные интересы, а не общественные.
Более того, по мнению общественника, при резонансных вопросах частные интересы перевешивают общественные, затем и власть, и экспертные сообщества доказывают, что это «норма». Тогда институты гражданского общества берут ситуацию под свой контроль: заявляют, что происходящее несправедливо, нечестно и не отвечает ожиданиям людей.
— Новые вызовы появляются чуть ли не каждую неделю. То застройщик начал нарушать этажность, то начали вырубать деревья, то вообще на главную площадь припрут 50-метровую дуру [колесо обозрения на площади Театральной]. Где компетентные эксперты, которые хоть раз помогли отстоять общественный интерес? Где та мудрая власть, которая со своими государственными и привлеченными экспертами, например, не позволила состояться подкупу избирателей за 500 рублей? Их нет? Ну, тогда будем пользоваться лишь тем, что у нас осталось, теми слабыми и несовершенными инструментами гражданского общества. И да, будем их постепенно структурировать — будем пытаться использовать механизмы общественной палаты, гражданские форумы и прочее, — заключил Ткачев.
На эту тему Никита Белых уже высказывался в ноябре 2015 года на Общероссийском гражданском форуме. Его выступление вызвало резонанс в интернете: блогеры горячо обсуждали высказывание губернатора о том, что на каждого «фрика» во власти приходится десяток «фриков» и «дебилов» в обществе. Многих также смутила идея равной ответственности для власти и общества, высказанная губернатором.