Воронежский областной суд не стал увеличивать срок наказания бывшему полицейскому Валерию Мочалову, которого признали виновным в пытках задержанных. Правозащитникам не удалось доказать факт избиения уроженца Узбекистана, в результате которого, по его словам, у него произошел разрыв печени, — сообщил корреспонденту «7x7» один из юристов пострадавшего Илья Сиволдаев.
Пострадавшего выслали из России вскоре после возбуждения уголовного дела против Мочалова, поэтому возможности допросить его в зале суда не было. Юристы просили направить международное поручение в Узбекистан о розыске и допросе потерпевшего. Но областной суд отказал, несмотря на то, что адвокаты ссылались на Минскую Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года среди стран СНГ.
В результате обвинения по самой тяжкой статье о причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека совершенного группой лиц, были с Мочалова сняты.
— Связь с потерпевшим прерывистая. Иногда он выходит на связь, иногда нет. Сейчас у нас есть договоренность о том, что мы будем обращаться в суд за компенсацией вреда здоровью. Ну и, я думаю,что будем жаловаться в ЕСПЧ [Европейский суд по правам человека] по факту неэффективного расследования случая пыток, — сообщил Илья Сиволдаев.
Как сообщает интернет-портал «РИА Воронеж», о пытках в полиции Воронежа стало известно в 2012 году. Тогда осужденный требовал жителя Узбекистана признания в совершении изнасилования. В неизвестном месте мужчину избивали и пытали электрическим током, били ногами. Однако мужчина не признался в преступлении, после чего полицейские привезли его в Железнодорожный отдел полиции. Пострадавший был при смерти и сотрудникам отдела пришлось вызвать скорую. После десятидневной проверки уголовное дело в отношении сотрудников полиции возбудил Следственный комитет Воронежской области. Выяснилось, что такое случалось и раньше. В итоге потерпевшими по делу были признаны пять человек, в том числе трое братьев из Бутурлиновского района, заподозренные полицейскими в угонах автомобилей. Под пытками мужчины писали заявления о явке с повинной.
Илья Сиволдаев рассказал о том, что расследование эпизода с уроженцем Узбекистана сразу велось с нарушениями, например, опознание Мочалова было проведено без адвоката обвиняемого.
Из-за того, что пострадавшего вскоре выслали из страны за нарушение миграционного законодательства, провести вторую очную ставку не получилось. Его юрист Ольга Гнездилова в интервью журналистам «РИА Воронеж» назвала эту процессуальную оплошность «поводом оставить Мочалова безнаказанным».
В июле 2014 года Бутурлиновский районный суд приговорил полицейского Валерия Мочалова к 6 годам в колонии за пытки людей по пяти эпизодам. Но позже из-за отсутствия пострадавшего эпизод с уроженцем Узбекистана был исключен из дела, а срок Мочалову сократили до 3,5 лет. Дело было направлено на новое рассмотрение. 8 декабря Железнодорожный районный суд Воронежа вынес обвинительный приговор — 3,7 лет лишения свободы.