В отношении задержанных ранее в городе Кандалакша Мурманской области 15 нелегальных афганских беженцев избрана мера пресечения — их заключили под стражу. 11 несовершеннолетних детей, которые были с ними, направлены в социальные приюты. В частности, пятеро девочек и один мальчик находятся на карантине в мурманском Центре социальной помощи семье и детям.
Как сообщила корреспонденту «7x7» директор центра Татьяна Кулькова, в их учреждении гости из исламской республики — впервые. Годом ранее были беженцы из Украины, но чтобы из Афганистана — никогда, рассказывает она:
— Сейчас они находятся под наблюдением врача, психолога. Дети контактные, быстро адаптировались. Первоначально были трудности с питанием, но мы пытаемся уловить их пристрастия. Сейчас и с едой нет проблем. Языкового барьера нет, часть из них говорит по-русски [в Мурманскую область граждане Афганистана прибыли из Астраханской области], тем, кто не понимает, переводят более взрослые девочки.
Единственная трудность возникла с подростком 1999 года рождения, который по российским законам уже достиг возраста уголовной ответственности. Сотрудники Следственного комитета по Мурманской области выступили с инициативой об избрании меры пресечения несовершеннолетнему гражданину Афганистана в виде заключения под стражу. На судебном заседании присутствовали уполномоченный по правам ребенка Борис Коган, переводчик и представители органов опеки. Последние ходатайствовали о недопустимости помещения ребенка в СИЗО. Основанием для протеста послужила Конвенция о правах ребенка.
— Да, он совершил это преступление, но он сделал это в составе семьи, рядом были взрослые. Еще непонятно, при каких обстоятельствах это произошло. Все, кто должен заниматься правами детьми, должны руководствоваться Конвенцией о правах ребенка, которую подписали все государства мира, в том числе — наша страна. Так вот, в 37-й статье черным по белому написано: «Арест применяется исключительно в качестве крайней меры, если исчерпаны другие формы». И если такая форма применяется, то ребенок не должен находиться в учреждении вместе со взрослыми, — пояснил «7x7» уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Борис Коган.
Однако находиться в Центре социальной помощи семье и детям подросток, нарушивший закон, тоже не имеет права из-за отсутствия охраны и специальных условий. Единственное учреждение, подходящее по закону для его содержания, находится в городе Мончегорске, это специализированное учреждение для несовершеннолетних граждан, лишенных опеки. Если суд все-таки встанет на сторону юноши из Афганистана, то именно туда он отправится.
Группа нелегальных беженцев из Афганистана была задержана 22 февраля в городе Кандалакша Мурманской области сотрудниками ФСБ. Беженцы были намерены въехать в Финляндию. По факту незаконного пересечения границы и нарушения миграционного законодательства заведены три уголовных дела. Беженцы к задержанию отнеслись спокойно, сопротивления органам правопорядка никто из них не оказывал.