Сергей Давидис переехал в Литву после начала полномасштабного вторжения России в Украину. В Вильнюсе он вместе с другими правозащитниками перезапустил программу поддержки, которая многие годы действовала в России, и стал помогать россиянам из Литвы. В этом интервью Давидис, являющийся руководителем проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» и членом совета «Фонда 30 октября», рассказал, сколько в России на самом деле политзаключенных, почему все усилия гражданского общества закрывают меньше половины их потребностей (и что это за потребности), кто и как помогает семьям политзеков.

— Сергей, кажется, что поддержка политзаключенных сейчас — главная объединяющая тема для оппозиции. Это так?

— Чем шире репрессии, чем активнее оппозиция, тем более значимым элементом демократической повестки становится солидарность с политзаключенными. Одно из требований митингов 2011–2012 годов — освобождение политзаключенных; после «болотного дела» многие поняли, что легко могли оказаться на месте тех, кто попал за решетку, и начали воспринимать их проблемы как собственные.

С началом войны людям стало еще проще поставить себя на место узников, вдобавок иные формы гражданской активности оказались запрещены. Поддержка политзаключенных в целом безопасна даже в современной России (в отличие от Беларуси — где, несмотря на это, уровень поддержки заключенных выше, на марафонах они собирают больше, хотя население во много раз меньше), это морально бесспорная и безусловно объединяющая задача. Так что верно, солидарность с политзаключенными продолжает быть каркасом, вокруг которого нарастает живая ткань российского гражданского общества.

— Сколько в России политзаключенных?

— В списке «Мемориала» — 770 человек, в списке «ОВД-Инфо» — 1300. Но, конечно, число кратно выше: думаю, если включать украинских военнопленных и гражданских заложников, оно приблизится к 10 000. Все, что может сделать для них гражданское общество в России и за границей — правозащитные организации, которые сопровождают несколько сотен дел, институты с грантовым финансированием, граждане по отдельности (например, группы поддержки конкретных узников), краудфандинговые проекты вроде регулярного марафона «Ты не один», — не закрывает их нужды даже наполовину.

— Это вопрос денег?

— Да, услуги адвокатов дороги: иногда это может быть миллион рублей на одну стадию уголовного дела (правда, в глубинке бывают и божеские 80 000). Разовый визит в колонию или СИЗО может стоить 15, 30, 50 тысяч — в зависимости от региона, доступности адвоката, сложности попадания.

— Самих адвокатов хватает?

— Хватает. У многих правозащитных организаций свой штат адвокатов, свое обучение, система коммуникации, но в принципе не обязательно, чтобы адвокат придерживался либеральных взглядов — достаточно, чтоб это был честный профессионал. В ситуации отсутствия правосудия он в любом случае связывает человека с внешним миром и морально его поддерживает.

— Что нужно, кроме адвокатов, — лекарства, продукты?

— Если удовлетворена потребность в юридической помощи — оказываем гуманитарную, медицинскую. Если и тут достаточно, надо помогать членам семей. Это непочатый край работы.

Когда есть разовые нужды — например, старая мать осталась с неоплаченной квартирой или у семьи не хватает денег, чтобы съездить в колонию на свидание (а осужденных по террористическим статьям отправляют в максимально удаленные колонии), — мы пытаемся активно помогать, и не только мы, конечно. Если возникает громкое дело, вызывающее эмоциональный отклик, и сразу многие хотят помочь фигуранту, — пытаемся переадресовывать людей на помощь тем, кто менее известен.

Постепенно разворачивает работу «Фонд 30 октября» Владимира и Евгении Кара-Мурзы, которые поместили туда все полученные международные премии. Сейчас фонд регулярно помогает 30 семьям политзаключенных. Это не решение всех проблем семьи, но это подспорье, гарантированная постоянная поддержка. Я член совета фонда наряду с такими выдающимися людьми, как Адам Михник и Натан Щаранский.

— А сколько семей нуждаются в такой поддержке?

— Сотни, начиная с семей крымских татар, — их осуждено больше 100, в основном это кормильцы семей (часто многодетные). Но у татар хотя бы есть община, которая поддерживает жен и детей. Большинство семей не могут на это рассчитывать.