Утром 13 июля Наталья Вяткина, как обычно, вышла из своего дома, чтобы спуститься в подвал. Одиннадцать лет назад этот подвал в старинном здании XVII века Наталья и ее друзья превратили в арт-пространство «Тепло». В XVIII веке здесь проводил репетиции будущий создатель первого в России театра Фёдор Волков. После подвал был заброшен — он стоял затопленным, а жильцы хранили в нем дрова и сваливали мусор. Наталья, архитектор по профессии, решила вдохнуть в него жизнь. И у нее получилось.

Одиннадцать лет в пространстве проходили выставки, кинопоказы, лекции, концерты местных и приезжих музыкантов, театральные выступления и занятия для детей. Не все жильцы были довольны преображением подвала. Некоторые из них регулярно жаловались на мероприятия в полицию. 13 июля Наталья увидела приклеенное поперек дверей подвала извещение: «Пространство закрыто по требованию прокуратуры».

Титаник, где находились все друзья

«Сегодня мой мир рухнул. Тот мир – Титаник, где находились все друзья – назывался Тепло и он закончился. Я не знаю настоящей причины. Бумаги, которые мне предъявили – это какой-то театр абсурда», — написала Наталья в соцсетях (пунктуация сохранена).

Прокуратура Кировского района, где находится пространство, написала, что выявила нарушения в работе пространства. В подвале якобы нельзя проводить занятия для детей, его организаторы нарушают "санитарно-эпидемиологическое законодательство" и требования пожарной безопасности.

Юрист в комментариях рассказала Наталье, что никто не имеет права опечатывать помещение без решения суда. Подписчики предложили создать петицию против закрытия пространства и собрать денег на юриста. Наталья открыла для этого сбор на 100 тыс. руб., куда жители прислали в полтора раза больше денег.

Посетители "Тепла" уверены: нарушения, которые якобы нашла прокуратура — просто повод закрыть одно из немногих оставшихся в городе "третьих мест" — независимых пространств, где можно провести время. "Все знакомо: по пожарке, по детям, по санитарке у нас можно закрыть кого угодно, просто до этого, видимо, не было чьей-то воли", — сказал кинопредприниматель Андрей Алексеев, чей независимый кинотеатр "Нефть" закрыли по схожим обвинениям в 2020 году.

Вход в арт-пространство. Источник: из соцсетей Бориса Васильева

— Все уперлось в конфликт собственников, который за годы перерос в настоящую гражданскую войну на уровне дома. Недоговоренностью собственников воспользовались прокуратура и управляющая компания. Но если получится провести общедомовое собрание и договориться, все может удаться, — уверен Андрей.

Место, чтобы найти своих

Андрей впервые попал в «Тепло» около семи лет назад — тогда он создавал киноклуб «Нефть» и хотел познакомиться с создателями других творческих городских проектов. По его воспоминаниям, в «Тепле» всегда собиралась «та самая городская интеллигенция», которая общалась друг с другом и создавала проекты вместе.

— Это харизматичное место, невероятно душевное, здесь каждый камень дышит историей. Там всегда было приятно находиться, что бы ни происходило.

 
 
 
Андрей Алексеев
Андрей Алексеев в арт-пространстве «Тепло»

Когда его пространство «Нефть» закрылось, Андрей перенес кинопоказы в «Тепло»: зрители смотрели фестивальные короткометражки и классические картины, а организаторы приглашали экспертов на обсуждение кино. Закрытие «Тепла» Андрей Алексеев воспринял как большую потерю для города.

— Мне — да и всем сейчас — не хватает таких мест в Ярославле. Они схлопываются, исчезают, а новые не открываются. Вопрос, куда пойти, чтобы найти своих, стоит особенно актуально. Спрос сильно выше предложения, — уверен Андрей.

Место для историй

Анна Александрова раньше была актрисой любительского театра «Балаган». Впервые она попала в «Тепло» на репетицию. Режиссер «Балагана» рассказал о пространстве как о возможном месте для их концерта. Оказавшись в подвале, Анна растерялась — куда вешать одежду, куда сесть и что это вообще за место: то ли библиотека, то ли кафе, то ли концертный зал. Все было заставлено книгами и фигурками старинных Дедов Морозов. За стойкой Анну встретила хозяйка «Тепла» Наталья и предложила чай.

— В «Тепле» одновременно и очень по-домашнему, и в то же время там витает дух искусства и андеграундности, — вспоминала Анна. — Как зрительница помню концерт Умки — «Умка и Броневичок»: я впервые увидела и живьем услышала легендарную женщину! И группу „Немного нервно“ — очень красивый дрим-рок, слушаю теперь его очень часто.

Театральное выступление в арт-пространстве. Фото: Станислав Августов

На музыкальные спектакли Анны приходили дети, а на концерты к 9 Мая — пожилые люди. Анна так вдохновилась постановками и историями посетителей, что решила создать собственный театр — единственный в Ярославле театр-плейбэк. Он делает импровизационные постановки, сценарии для которых складываются из историй зрителей. Большая часть постановок проходила в „Тепле“.

— Конечно, если “Тепло” закроется, актеры найдут, где играть, а поэты — где читать стихи. Но „Тепло“ незаменимо, я в этом совершенно уверена, — сказала она.

Место для хороших дел

Экоактивист Борис Васильев пришел в «Тепло» на благотворительный концерт «Рок в защиту животных». И сразу же подружился с хозяйкой. Наталья передала Борису книги для его первой благотворительной книжной ярмарки «Читай в поддержку животных». Поддерживали пространство и другие благотворительные проекты — Борису особенно запомнился концерт ярославской группы «Испанский стыд» в поддержку проекта «Том Сойер Фест», который тоже проходил в «Тепле».

— “Тепло” более лояльно к исполнителям и посетителям, чем обычная подобная площадка. “Тепло” — это площадка другого уровня. Это больше не коммерция, а деятельность для души, — сказал он.

Борис Васильев в арт-пространстве «Тепло». Источник: из соцсетей Бориса Васильева

Фотограф Владимир Калинов познакомился с «Теплом» и его хозяйкой, когда в Ярославле проходил Фестиваль уличных театров. Это было в 2013 году, пространство тогда только открывалось, — и стало репетиционной базой театра детдомовских детей «Дети улиц», а заодно — штабом волонтеров и сценической площадкой для выступлений участников фестиваля. В финале мероприятия телеведущий Алексей Лысенков вручил его организаторке, художнице Марине Акишиной, статуэтку «Золотой человек». Случилось это как раз во дворе «Тепла». Владимир Калинов запечатлел момент на фотографии.

— Нет в городе второго такого места, универсального, многопланового, всеобъемлющего. Это и кинозал с избранной фильмографией, и выставочный зал, и концертная площадка для камерных квартирников, да много чего еще, и все это в одном месте. А главное — атмосфера домашнего уюта и дружеского тепла, — вспоминал он.

Многие артисты фестиваля стали постоянными гостями «Тепла» и приезжали на выступления со всей России.

Место, которое не бросят

Куратор другого культурного пространства в Ярославле — Textil — Юлия Кривцова вспоминала, что афиша «Тепла» всегда была расписана на месяц вперед. Каждый день в «Тепло» можно было прийти на лекцию, кинопоказ, музыкальный концерт, мастер-класс и просто встречу.

Она называет «Тепло» одной из визитных карточек города, созданной «не по указке или разнарядке, а по велению души».

— Город не должен лишиться такого места для встреч, — уверена она, — площадке никогда не было легко, потому что она существовала силами энтузиастов и благодаря щедрости, открытости своего основателя Натальи Вяткиной. Именно Наташа захотела превратить заброшенный подвал дома в культурное пространство для горожан. И у нее это здорово получилось.

Арт-пространство «Тепло». Фото: Лев Дюжин

Через две недели после закрытия, 25 июля, команде «Тепла» удалось собрать деньги на юриста и получить поддержку от российских Союзов архитекторов, которые могут помочь юридически правильно оформить пространство.

«У меня есть ощущение, что там внизу все тоже замерло и ждет. Я прохожу мимо и ощущаю волну – вот любили, берегли и бросили... Не бросили – пытаемся спасти!» – написала Наталья Вяткина.

Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать задолженность за коммунальные платежи и забрать у Натальи помещение. Первое заседание состоится в середине сентября 2024 года. 3 августа музыкантка Дарья Яснева, постоянно выступающая в "Тепле", создала петицию на Change.org с требованием снова открыть арт-пространство. На момент публикации просьбу петицию подписали 1600 человек.