Большинство конфессий проповедуют любовь к людям, порицают убийства и учат гуманизму. Но после начала вооруженных действий в Украине официальные представители религиозных общин в России транслируют обратное: восхваляют милитаризм, войну и насилие, причисляют военных к мученикам, призывают прихожан молиться за них. Из-за этого религиозные общины раскололись — верующие, занявшие антивоенную позицию, оказались в числе неугодных. «7х7» исследует данный процесс в серии материалов.
Этот выпуск посвящен мусульманам. Ислам — вторая по популярности религия в России. Хотя власти пытались централизовать мусульманское сообщество, раскол в общине увеличивался с каждым годом все больше. Война в Украине усилила противостояние исламского института и отдельных мусульман. По нормам ислама, мусульманин не может воевать против другого человека, если тот не нападал и война ведется не за веру.
«Нас снова используют»
Уралу (имя изменено) 39 лет. Он живет в Башкортостане. Прапрадедушки и прадедушки мужчины были преподавателями медресе — исламского образовательного учреждения. Советские власти их репрессировали. Из-за страха преследования за веру родители Урала решили не соблюдать исламские предписания. Но сам он, изучив историю своего народа и проработав долгое время с соблюдающими мусульманами, начал углубляться в религию. Для него вера — это его прошлое, настоящее и будущее.
Религия для Урала заключается не только в пятикратной молитве, посте и религиозных практиках по определенным дням. Ислам полностью определяет то, как идет его повседневная жизнь. Он не празднует с коллегами немусульманские государственные праздники, не употребляет алкоголь и свинину, соблюдает все ритуальные практики перед молитвой, сном, приемом пищи, носит тюбетейку — мужской религиозный головной убор. Все это, по его мнению, несправедливо вызывает неприятие его в коллективе любой крупной госкомпании.
Соблюдающий мусульманин, по словам Урала, должен опережать коллегу-немусульманина в профессионализме в полтора-два раза, чтобы чего-то добиться на работе. А война только усугубила положение мужчины. По его мнению, мусульман среди мобилизованных больше, чем представителей других конфессий. Но количество воюющих в Украине мусульман посчитать невозможно, потому что нет полного списка участников войны.
Войну в Украине Урал считает несправедливой, захватнической. По его мнению, Украина должна выиграть, иначе боевые действия затронут другие страны СНГ.
— Война в Исламе допускается в случае защиты своего дома. Но на Республику Башкортостан Украина и НАТО не нападали, нас, башкир, не угнетали. Даже на Россию они не нападали и ее не угнетали. Поэтому я считаю, что это не та война, в которой должны участвовать башкиры и другие колонизованные народы РФ, — говорит Урал.
Его возмутило, что официальные представители мусульман в России встали на сторону Владимира Путина.
— Шурпаеды [имеются в виду муфтии, духовные лица в исламе] официально призывают мусульман участвовать в якобы священной войне с Украиной и Западом. Фетвы [решения] шурпаедов не соответствуют канонам Ислама и разбиваются в пух и прах любым мало-мальски грамотным мусульманином. Но нужно признать, что неграмотная часть уммы [религиозной общины] ведется на такие призывы и в целом на военную пропаганду властей, — сказал Урал «7х7».
Ему было понятно, что война в большей степени коснется национальных регионов и их коренных народов. Сам он не допускал мысли об участии в боевых действиях и собирался избежать мобилизации любыми способами. Иначе, согласно его религиозным убеждениям, он совершил бы грех и пошел бы против воли Аллаха:
— Чувствую гнев и досаду, потому что нас [мусульман и нерусских] снова используют, а мы не в силах объединиться, чтобы противостоять репрессивной и военной машине.
Ислам в России исповедуют от 15 до 20 млн человек. Мусульмане живут преимущественно в Поволжье, Сибири и на Северном Кавказе. По переписи 2002 года («7х7» приводит данные именно этой переписи, потому что в 2010 и 2020 годах вопроса о религиозной принадлежности граждан в анкете не было), религиозное большинство мусульмане составляют в семи регионах: Татарстане, Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечне и Дагестане.
Ислам делится на несколько ветвей, основные — суннизм и шиизм. Мусульмане в России преимущественно сунниты. Значительная шиитская община обосновалась в Дагестане.
Ислам разделился на ветви после смерти пророка Мухаммеда, государственного и религиозного деятеля VII века. В исламе Мухаммед — один из пророков, который был ниспослан Богом для проповеди. Его учение легло в основу религии.
После смерти пророка Мухаммеда его последователи создали государство — Арабский халифат. Главу халифата называют халифом, он выполняет обязанности и государственного, и религиозного лидера. Халиф в Арабском халифате считался преемником пророка Мухаммеда и назначался на должность по результатам всенародного голосования. Так, первыми тремя халифами были Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, которые не приходились родственниками пророку Мухаммеду.
Шииты, в отличие от суннитов, признают законным преемником пророка Мухаммеда только четвертого халифа Али ибн Абу Талиба, отрицая законность трех до него. Шииты убеждены, что халифами могут быть назначены только потомки (родственники) пророка Мухаммеда.
Сейчас основным разногласием между суннитами и шиитами является вера в непогрешимость людей. Сунниты ее не признают (за исключением пророков), в то время как шииты верят в то, что имамы (духовные предводители) непогрешимы в вере, всех словах и делах.
Суфизм — одно из течений (ветвей) ислама — приобрел популярность в Чечне и Дагестане. Суфии отличаются аскетическим и мистическим подходом к религии. Они верят, что через духовные практики можно бороться с пороками и воспитывать личность.
Суннизм, в свою очередь, делится на направления — правовые школы (мазхабы) и религиозные братства (тарикаты). Российские регионы придерживаются разных мазхабов. В Татарстане и Башкортостане живут преимущественно последователи ханафитского толка (мазхаба), на Северном Кавказе — шафиитского. Суфизм в Чечне и Дагестане представляют суфийские тарикаты.
Функцию религиозно-правового регулирования в исламе в России выполняет муфтият или духовное управление мусульман. Муфтият — это самоуправляющаяся религиозная организация, которая объединяет мусульманские учреждения на определенной территории. Он призван выносить решения согласно шариату — своду предписаний, на которых строится исламское право, другими словами, нормам, которым обязан следовать каждый мусульманин. Решения муфтия в исламе называются фетвами и касаются вопросов дат поста (месяца Рамадан), многоженства, поддержки войны, ношения никаба и многих других. Помимо правового регулирования, муфтият уполномочен представлять интересы мусульман перед органами власти.
Ислам — децентрализованная религия. Он не предполагает создания социального иерархического института, который мог бы контролировать всю религиозную общину. Мусульманина, например, нельзя отлучить от религии. Предполагается, что верующему не нужен посредник в общении с Богом — все обязательные религиозные ритуалы он может совершать без участия в них священнослужителя. В исламе в принципе нет понятия «священнослужитель». Хотя проповеди в мечетях и читают богословы, их не превозносят над другими мусульманами. Авторитетность богослова и его мнения каждый мусульманин определяет для себя сам. Согласно исламу, имамом, руководящим намазом (молитвой), может стать любой правоверный мусульманин, которого выбрала собравшаяся на молитву община и который умеет правильно читать Коран — священное писание.
В России попытки централизовать мусульманскую общину предпринимала еще Екатерина II. По ее указу в 1778 году была создана первая официальная организация мусульман — Магометанское духовное собрание. Она служила проводником контроля государства над общиной. Духовное собрание и стало прототипом всех современных муфтиятов.
По словам главы духовного управления мусульман Республики Татарстан, с 2017 года в стране насчитывается больше 80 муфтиятов: общероссийских, межрегиональных и региональных. Основные из них — Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ), Духовное управление мусульман РФ, Координационный центр мусульман Северного Кавказа и Совет муфтиев России. У каждого из них своя юрисдикция на территории РФ — им подчиняются региональные муфтияты и мечети. ЦДУМ считается главным муфтием России, а его глава Талгат Таджуддин — верховным муфтием. Однако юрисдикция ЦДУМ не распространяется на муфтияты регионов Северного Кавказа. Единого органа или духовного управления, решениям которого подчинялись бы все исламские структуры и мусульмане в России, нет.
Ислам в России до февраля 2022 года: репрессии и ценностный раскол, впоследствии усугубившийся из-за войны в Украине
После распада Советского Союза ислам, как и все религии в России, начал стремительно развиваться. Его развитие только способствовало разделению исламского духовенства на несколько организаций и множество муфтиятов по всей стране.
Отношение к последователям ислама в России со стороны немусульманского общества складывалось негативное. Мусульман ассоциируют с террористами и насилием.
Ключевую роль в этом сыграли теракты во время и после второй чеченской войны. В 1999 году в Москве, Волгодонске и Буйнакске террористы подорвали жилые дома. Ответственность за это власти возложили на чеченских боевиков. В 2004 году террористы захватили школу в Беслане. Они три дня держали в заложниках детей, их родителей и учителей. После этих событий в России увеличились контроль за исламом и давление на мусульман со стороны властей.
Силовики записывали в террористы не только бежавших в другие регионы боевиков, но и мирных жителей, мусульман Кавказа. Одним из самых громких случаев убийства граждан под видом борьбы с терроризмом стало дело братьев Гасангусейновых. В 2016 году 19-летний Гасангусейн и 17-летний Наби были застрелены в Шамильском районе Дагестана, где они пасли скот. Их брошенные тела нашел дядя — они были одеты в чужую одежду, а рядом с ними валялись автоматы. Мертвых братьев быстро забрали прибывшие полицейские. Когда родители приехали в участок, им сказали, что тела нужны для следственных действий. Потом родственникам братьев Гасангусейновых объявили, что Гасангусейн и Наби — боевики, которые якобы причастны к поджогу, убийству судьи и взрыву телебашни. Благодаря огласке родным и адвокатам удалось добиться справедливого расследования. Оказалось, что силовики во время «спецоперации» перепутали пастухов с боевиками, а после подложили им автоматы и чужую одежду. В ноябре 2017 года в отношении неустановленных лиц возбудили дело по факту убийства братьев. Виновных не осудили до сих пор.
По данным правозащитного центра «Мемориал», в России насчитывается 437 политзаключенных, приговоренных к лишению свободы из-за религиозных убеждений. Большинство из них — мусульмане, осужденные по статьям об экстремизме и терроризме. Одна из самых преследуемых групп — предполагаемые члены исламской политической организации «Хизб ут-Тахрир»*. Она признана террористической и запрещена в РФ. «Мемориал» объявил ее участников политзаключенными, потому что ни документы, ни практика организации, как считают правозащитники, не включают в себя террористическую деятельность или призывы к ней.
Один из преследуемых за религию — дагестанский журналист Абдулмумин Гаджиев. Его в июне 2019 года задержали по делу о финансировании терроризма. В сентябре 2023 Гаджиева приговорили к 17 годам лишения свободы по статьям об участии в террористической организации, финансировании терроризма и организации деятельности экстремистской организации.
Абдулмумин — мусульманин, отец четырех детей. До начала уголовного преследования он работал редактором отдела религии в независимой газете «Черновик». В июне 2019 года силовики пришли в его квартиру с обыском и изъяли всю технику. Поводом для обвинений в терроризме стали статьи журналиста о дагестанском богослове Абу Умаре Саситлинском (Исраиле Ахмеднабиеве). По этому же делу силовики задержали бывшего учредителя благотворительного фонда «Ансар» Абубакара Ризванова и программиста Кемала Тамбиева.
Всего в деле фигурируют 11 человек, некоторые из них в 2019 году находились за границей. Ключевая фигура в деле — Абу Умар Саситлинский, который в 2013 году основал благотворительный фонд «Ансар». Через фонд Саситлинский объявил сбор средств для помощи сирийским беженцам в Турции.
По версии следствия, собранные деньги фонд отправил не беженцам, а участникам «ИГИЛ»*. Саситлинский с сообщниками якобы финансировали террористические организации за счет собранных через благотворительные фонды «Ансар», «Мухаджирун» и «Амана» денег. Но никаких физических доказательств переводов террористам в деле нет. Обвинение против Гаджиева строится на интервью Саситлинского в «Черновике» и словах Кемала Тамбиева. В показаниях Тамбиев со слов третьего лица упомянул, что Абдулмумин администрировал паблик во «ВКонтакте», через который собирал деньги для террористов на свою собственную карту.
Сам Кемал пришел на первое слушание с синяком под глазом и отказался от своих показаний против журналиста. Тамбиев заявил, что его пытали, таким образом заставив свидетельствовать против Гаджиева. По словам Тамбиева, Ризванова и Гаджиева, они познакомились только в здании суда, уже после ареста. Саситлинский, который до сих пор проживает за пределами России, заявил о невиновности журналиста.
Гаджиев свою вину не признал. Он считает, что дело сфабриковали, чтобы запугать редакцию «Черновика». По его словам, он виделся с Саситлинским лишь раз — в 2009 году для интервью о будущей научной работе богослова. В 2013 году он также взял интервью у одного из сотрудников фонда «Ансар» о сборе денег для сирийских беженцев в Турции. Фонду в то время сделало крупное пожертвование духовное управление мусульман Республики Дагестан. Доказательств того, что Гаджиев собирал и переводил деньги террористам, следствие не нашло.
В мае 2024 года корреспондент «7х7» написал Абдулмумину Гаджиеву письмо с вопросами о его деле и судьбе. На момент публикации этого материала ответ не пришел.
Несмотря на усиливающееся давление на религиозную общину мусульман, в России появлялись независимые религиозные организации. В 1993 году Гейдар Джемаль основал одно из самых крупных религиозных учреждений — Исламский комитет России. Он должен был стать отделением международного Исламского комитета, созданного заседанием оргкомитета Хартумской конференции. Международный комитет должен был объединить исламских богословов из разных стран, а его филиал в России — организовать сотрудничество российских мусульман с иностранными. Но к 1995 году, когда организация начала работу в Москве, международный комитет распался.
Тогда главной задачей комитета Джемаль объявил формирование политического ислама в XXI веке. По плану Гейдара, объединение должно было стать независимой от государства образовательной организацией для мусульман. Комитет занимался правозащитной деятельностью и просвещением, проводил лекции, служил площадкой для религиозно-политических обсуждений, активно сотрудничал с другими религиозными и политическими структурами в России и за рубежом.
Независимость Исламского комитета от государства не нравилась властям так же, как оппозиционность Гейдара Джемаля. Вдобавок к комитету присоединялись медийные личности — журналист Максим Шевченко и обратившаяся в ислам журналистка Анастасия Ежова, которые только повышали популярность комитета среди мусульман. 27 марта 2012 года в квартиру Гейдара Джемаля пришли с обыском сотрудники ФСБ. Основанием для обыска стало уголовное дело о содействии терроризму и призывах к экстремистской деятельности. На следующий день в рамках этого дела ФСБ пришла с обыском в штаб Исламского комитета в Москве. Силовики изъяли все электронные носители информации.
Поводом для уголовного дела стала статья «Роль женщины в Джихаде» (признана экстремистской в РФ), которую разместили на сайте Исламского комитета с компьютера из офиса организации. Джемаль расценил обыски как попытку давления и запугивания из-за его политической деятельности. На тот момент он был членом координационного совета «Левого фронта» — социалистического движения в России, активисты которого участвовали в протестах в 2011-2013 годах. Позднее, в сентябре 2012, автора статьи Татьяну Тарасову, сотрудницу Исламского комитета, осудили на полтора года условно за призывы к терроризму в опубликованных статьях. Вину она признала.
Такого сильного влияния на мнение российской мусульманской общины, как духовные управления мусульман, Комитет не добился. Последователей у Джемаля было не так много. Духовным управлениям мусульмане доверяли больше — члены Комитета часто менялись, и он нередко не сходился во мнениях с провластными религиозными структурами. Так, Джемаль предлагал убрать кресты с герба РФ, с чем не согласилось духовное управление мусульман европейской части России. Муфтиев Гейдар Джемаль назвал выходцами «из шинели Сталина».
В 2016 году Джемаль скончался от рака. Исламский комитет фактически перестал существовать, а его члены продолжили религиозное просвещение вне организации. Один из них – ученик Джемаля и политолог Руслан Айсин. Он основал проект «Поистине» в 2011–2012 годах.
«Поистине» — это интеллектуальная площадка, на которой активисты и общественные деятели пытаются осмыслить происходящее в стране и мире. Руслан признается, что проект был создан по инициативе Гейдара Джемаля.
— Когда я у него был помощником, его ученики организовали эту площадку. Она подразумевала прежде всего концептуальное осмысление тех процессов, которые происходят в мире, с точки зрения религии и ислама. Во-вторых, это площадка для поиска общего языка с людьми, которые находятся на позициях справедливости, поиска какой-то истины, — рассказал «7х7» Айсин.
Во время своего сотрудничества с Джемалем Руслан переехал из Татарстана в Москву. Когда зарождалась площадка «Поистине», в России у политических и религиозных активистов была надежда на изменения. В 2017 году, после смерти Гейдара, он переехал обратно в Казань. Там Руслан Айсин до 2022 года занимался общественно-политической деятельностью и религиозным просвещением. Он выступал за сохранение национальных языков, был председателем Демократического конгресса народа РФ, который создали общественники в 2018 году. Незадолго до начала войны в Украине он покинул Россию, потому что его начали вызывать на беседы в силовые структуры. Во время этих бесед ему намекали, что у него есть выбор — уехать или надолго сесть в тюрьму. По словам Айсина, силовиков не устраивала его активистская деятельность по защите национальных языков и ислама.
— Накануне моего отъезда, за несколько дней, меня пригласили знакомые товарищи посидеть, поговорить. Они мне задали вопрос: «Может, не стоит уезжать? Может, и не будет никакой войны?» Я сказал, что хочу в это верить, но будет еще хуже. Так и получилось, — вспоминает теперь Руслан.
Айсина признали иноагентом в марте 2023 года. В июле 2024 МВД объявило татарстанского и исламского политолога в розыск по делу об уклонении от обязанностей иноагента и реабилитации нацизма.
Отношение ислама к войне
«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, — поистине, Аллах не любит преступающих!» (2:190, Коран)
«Разрешение сражаться дается тем, на кого идут войной, ибо страдают они от тирании и гонений. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39, Коран)
Войну в исламе называют джихадом, что означает «борьбу за веру». Вопрос правомерности джихада в исламе определяется нормами шариата. Нормы шариата основаны на Коране, Сунне и хадисах. Сунна — это мусульманское священное предание, излагающее примеры из жизни исламского пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина. А хадисы — предание о словах и действиях пророка Мухаммеда.
Российский ученый-теолог Фарид Салман утверждает, что «война, по исламскому мировоззрению, может быть только оборонительной, то есть отражением нападения». В подтверждение он приводит суру — главу в Коране — «аль-Бакара» (2:190).
Духовное управление мусульман РФ в 2011 году опубликовало на своем сайте отрывок из работы богослова Зиятдина Камали «Философия Ислама». В нем автор анализирует войны эпохи пророка Мухаммеда с точки зрения ислама. Камали также ссылается на вторую и двадцать вторую суры из Корана, говоря о разрешении на объявление войны. Зиятдин Камали пришел к выводу о том, что все войны времен пророка ставили целью «защиту исламской религии, оборону мусульман от насилия и сохранение принципа всеобщей справедливости».
Управление мусульман Узбекистана после начала частичной мобилизации в России в 2022 году опубликовало фетву о запрете гражданам-мусульманам Узбекистана участвовать в войне в Украине. По словам авторов фетвы, в России и Украине некие «террористические организации» призывали узбекистанцев к участию в войне. В фетве управление подчеркнуло, что мусульманину запрещено участвовать в любой войне, не касающейся защиты своей родины. А еще — воевать с немусульманами против других немусульман.
Ислам в России после начала войны в Украине: лидеры за Путина, в мечетях — агитация Минобороны
16 марта 2022 года муфтии Координационного центра мусульман Северного Кавказа подписали фетву (заявление) о правомерности вторжения РФ в Украину. Их обращение поддержали председатель Центрального духовного управления мусульман России, председатель Духовного собрания мусульман России, муфтии Татарстана Камиль Самигуллин и Башкортостана Айнур Биргалин. В документе они обосновали правомерность действий Путина через превентивные войны во времена пророка Мухаммеда. Муфтиям пришлось найти хоть какой-то аргумент, потому что фетвы должны ссылаться на Коран или хадисы.
Частичную мобилизацию, объявленную 21 сентября 2022 года, лидеры мусульман тоже поддержали. Единственным официальным духовным деятелем ислама, высказавшимся против, был ингушский имам, имя которого публично неизвестно. Это выяснилось благодаря слитой аудиозаписи, на которой, предположительно, вице-премьер Ингушетии Магомед Евлоев отчитывал глав муниципалитетов за неэффективную мобилизацию. По словам чиновника, один из имамов назвал участие в войне харамом — грехом. Должностное лицо отправило религиозного деятеля в Центр по противодействию экстремизму. После этого 50-летнему имаму пришла повестка в военкомат. Он отказался ее принимать.
— Ни за что в мечетях не поставят представителем на намазе человека, который не был бы связан с муфтиями и с властями. Это обязательно человек проверенный, и он будет говорить то, что следует говорить. Уже достаточно давно эти хутбы [проповеди] спускаются сверху, от муфтия. Естественно, они одинакового содержания и с посылом «великая Россия, плохой Запад, великая власть», — сказал «7х7» политолог Руслан Айсин.
Так, верховный муфтий России призвал мусульман молиться за благополучие военных.
В Омске духовенство пошло дальше — в одной из мечетей прихожане слушали агитацию контрактной службы. Неизвестный мужчина призывал верующих пойти на войну добровольцем и объявлял, каких именно специалистов не хватает Вооруженным силам РФ.
В Чечне с началом боевых действий в Украине местные власти не только пропагандируют идею святости войны, но и заставляют бюджетников молиться за военных. С декабря 2022 года к молитвам начали привлекать школьников и детсадовцев. Дети и бюджетники молятся не только в мечетях, но и в самих детсадах, на площади. По словам главы республики Рамзана Кадырова, так они помогают соотечественникам, которые защищают «религию от посягательств приспешников проклятого иблиса [дьявола] на Донбассе».
Муфтий и председатель духовного управления Чечни Салах Межиев тоже поддерживает вооруженный конфликт. В своем обращении он сравнил российских военных со сподвижниками пророка Мухаммеда и пояснил, что они умрут как мученики.
В Чечне проповеди в мечетях подогреваются еще и военно-религиозной повесткой в новостях. На телеканале РГВК «Грозный» в апреле 2022 года вышел репортаж о том, как добровольцы из других регионов перед отправкой на фронт приезжают в Чечню и принимают ислам. На видео военные сидят перед чеченским духовенством и произносят шахаду — свидетельство о вере в Аллаха и посланническую миссию пророка Мухаммеда.
В мечетях Башкортостана духовенство республики организовало подростковые военно-патриотические клубы, пункты сбора денег и продуктов для отправки в зону боевых действий. А в октябре 2023 года в Уфе муфтият отметил Курбан-байрам (исламский праздник окончания паломничества) от имени «участников СВО». Традиционно в этот день приносят в жертву баранов и овец от имени кого-либо из близких.
Помимо муфтиев, религиозную поддержку войны продвигает глава Башкортостана Радий Хабиров. В своем телеграм-канале он регулярно публикует посты с иллюстрациями молящихся военных в окопах. А еще рассказывает про имама, который поехал на войну, чтобы читать проповеди российским военным.
Духовное управление мусульман Республики Татарстан регулярно отправляет гуманитарную помощь военным — посылки превышают тонну по весу. А в старейшей казанской мечети «Аль-Марджани» помимо приема прихожан занимаются плетением маскировочных сетей. В феврале 2023 года студенты Казанского колледжа технологий пожаловались, что на производственную практику их направили в мечеть плести сети.
Руслан Айсин не удивился, что муфтияты заняли провоенную позицию. По его мнению, они изначально были созданы для того, чтобы повышать лояльность религиозной общины к государству.
— Если какой-то муфтий не устраивал — власть под него подкатывала и разными путями снимала с должности. Эти духовные службы созданы для того, чтобы создавать бурление, создавать раздор среди самих мусульман. Это контроль и прямое политическое давление, — пояснил Айсин.
Причины давления на мусульманскую общину активист видит в идеологии ислама, которая подразумевает сопротивление любой несправедливости:
— Ислам — это пассионарная сущность, которая во главу ставит не только веру, а еще и переустройство общества на справедливых и добродетельных началах. И мусульмане, которые чувствуют, ощущают несправедливость, должны против этого [несправедливости] бороться.
Активного и публичного сопротивления мусульман в Татарстане Руслан не наблюдает. По его мнению, причина молчания кроется в устойчивой вертикали власти в регионе. В Татарстане, в отличие от Северного Кавказа, все вопросы решаются под строгим наблюдением федеральных властей, вопросы религии — тоже.
Несмотря на это Руслан Айсин знает, что среди религиозной татарской общины много несогласных с официальной политикой государства и Духовного управления мусульман. Попытки их сопротивления могут быть непубличными, но они есть:
— Есть три вида веры. Первая — вы видите несправедливость и сопротивляетесь ей внутри себя, в сердце. Это самая слабая версия веры. Вторая — вы видите несправедливость и ограничиваете ее словом. Третья и самая высшая степень веры — вы непосредственно рукой противодействуете любой несправедливости.
После эмиграции Руслана Айсина в Турцию и начала войны его объявили иноагентом в марте 2023 года. В конце марта 2024 на него возбудили уголовные дела о неисполнении обязанностей иноагента (ч. 2 ст. 330.1 УК РФ) и реабилитации нацизма (ч. 4 ст. 354.1 УК РФ).
Политолог продолжает вести два медиа: «ТатПолит» и интеллектуальную площадку Poistine на ютубе и в соцсетях. Он вместе с активистами, политологами и богословами объясняет зрителям политические и социальные события, в том числе через призму ислама. Для сохранения веры российским мусульманам он советует создавать независимые горизонтальные сообщества, джаммааты (мусульманские объединения), поддерживать друг друга, изучать ислам и науки, помогать нуждающимся. Он верит, что так можно остаться относительно независимым от государства исламским сообществом.
Урал из Башкортостана пытается противостоять пропаганде, беседуя со сторонниками войны в Украине. В качестве аргументов он приводит аяты [стихи] из Корана, статистику по погибшим:
— Агрессию [в ответ] проявляют, а кто-то соглашается с моими доводами. [Из-за войны] разрушаются дружба, семейные связи, хорошие отношения с соседями и коллегами. Налицо — сегрегация в обществе.
Раскол в Дагестане: салафиты против всех
В 1990-х годах в Республике Дагестан начал активно развиваться салафизм. Это одно из направлений суннизма, сторонники которого придерживаются «чистого» ислама, ориентированного на образ жизни ранней мусульманской общины. Салафиты децентрализованы, они общаются между собой, но не организуют устойчивые сообщества. Они и раньше были не согласны с мнением муфтията по многим вопросам веры и образа жизни мусульманина. Разногласия не мешали им общаться друг с другом и обмениваться взглядами на те или иные вопросы веры. Однако с началом войны в Украине обстановка между ними накалилась, потому что предметом споров стало определение джихада — священной (разрешенной) войны.
Председатель духовного управления мусульман Дагестана Ахмад Абдулаев поддержал военные действия в Украине. Последователи салафизма, напротив, считают войну «кафирской» — «войной неверных/немусульман», в которой нет места для жителей республики. Раскол привел к давлению на салафитов по всей России. Так, в феврале 2023 года главу издательства исламской литературы «Умма» Асламбека Эжаева — салафита из Чечни — обвинили в финансировании ИГИЛ* и приговорили к 17 годам лишения свободы. Асламбек не признал вину.
В республике также есть мусульмане — сторонники войны. Так, дагестанки создали организацию жен и матерей участников войны «Сила матерей». Изначально она появилась как сообщество женщин, помогавших друг другу в получении льгот и психологической поддержки. Со временем организация расширилась — теперь в сообщество входят около 300 женщин. Муфтият республики и силовые структуры поддерживают проекты «Силы матерей» по гуманитарной помощи, созданию книги и садов памяти погибших на войне и даже по строительству.
Так, в августе 2023 года участница движения Месей Османова, мать погибшего на войне Сунгура Османова, объявила о строительстве мечети памяти в честь погибших в Украине российских военных. Идея такого проекта ей пришла после смерти Сунгура — она решила, что в мечети имени ее сына она сможет молиться и чувствовать его присутствие. Мысль увековечить имена уже своих мужей и сыновей понравилась «Силе матерей» — женщины поняли, что нужна мечеть побольше. Проект поддержали муфтият Дагестана и Росгвардия. В рекордные сроки в плотно застроенной Махачкале нашелся участок под мечеть и под аллею памяти рядом с ней. Владелец земли подарил ее. По данным Османовой, проект мечети готов.
Жена председателя Духовного управления мусульман Республики Дагестан Айна Гамзатова тоже участвует в политической жизни региона. В октябре 2023 года она заявила, что участники вооруженных действий в Украине «погибли на пути Аллаха», а палестино-израильский конфликт «посеял смуту в душах» мусульман. За это на нее обрушилась критика. Ее заявление возмутило не только салафитов, но и всех жителей республики, большинство из которых считают войну в Палестине войной за веру, в которой мусульмане борются против немусульман по всем нормам шариата.
Как реакция на происходящее появилось сразу несколько информационных оппозиционных площадок. Их создали уехавшие из республики за границу мусульмане. Идеи салафизма и критику местных и российских властей в медийном поле продвигают телеграм- и ютуб-каналы «Утро Дагестан», «Голос Истины», «Башня», «Горец» и «Абдуллах Шамиль». Авторы каналов не только рассказывают новости, но и обсуждают их с экспертами, оценивая правомерность происходящего с точки зрения традиций национальных регионов и ислама.
Популярность канала «Утро Дагестан» вышла за пределы республики и салафитов после протестов против мобилизации в Дагестане. Осенние митинги 2022 года в республике считаются одними из самых крупных антивоенных протестов в России.
Протесты начались на следующий день после объявления мобилизации в России — 22 сентября в Бабаюртовском районе Дагестана. Его жители перекрыли федеральную трассу, а у местного военкомата собрались недовольные мужчины. Сотрудникам полиции удалось разблокировать дорогу и подавить волнения.
Утром 25 сентября протесты вспыхнули вновь в селе Эндирей Хасавюртовского района. Жители села перекрыли федеральную трассу «Хасавюрт — Махачкала». Количество собравшихся против мобилизации увеличилось — чтобы их разогнать, силовики стреляли в воздух.
Тогда за организацию митингов взялся телеграм-канал «Утро Дагестан». Уже к обеду 25 сентября в центре Махачкалы собралось несколько сотен человек, преимущественно женщин. Они выкрикивали антивоенные лозунги. Количество митингующих продолжало расти, и силовики начали их задерживать. Дорогу полицейским «бобикам» с задержанными блокировали женщины, раскачивая машины. Одному из сотрудников пришлось убегать от протестующих. К вечеру на помощь полиции приехала Росгвардия. По словам свидетелей, силовики использовали перцовки, электрошокеры и дубинки для подавления протеста. По данным «ОВД-Инфо», на акции задержали 101 человека. На восьмерых протестующих завели уголовные дела.
Вечером того же дня администраторы канала «Утро Дагестан» объявили властям ультиматум с требованием отпустить всех задержанных. В противном случае они обещали заблокировать все федеральные трассы и железнодорожные пути.
Власти требование не выполнили. На следующий день, 26 сентября, в Махачкале на митинг вышли несколько сотен человек. Между протестующими и силовиками завязалась драка. По итогам акции, по данным СМИ, задержали 110 человек — в том числе журналистов.
В этот же день на митинг вышли 200 жителей Хасавюрта. Несмотря на сопротивление, силовики подавили протест и задержали около 20 человек.
По информации «ОВД-Инфо», задержанных могли пытать в отделах полиции. К 28 сентября возбудили около 30 уголовных дел на участников акций. Некоторых задерживали дома, после окончания протестов. Телеграм-канал «Утро Дагестан» заблокировали.
Власти Дагестана обвинили в митингах спецслужбы Украины. Глава республики назвал администраторов телеграм-канала «нечистью».
Позднее журналисты («7х7» не может сослаться напрямую, так как это издание признано нежелательным в РФ) выяснили, что «Утро Дагестан» ведет Абакар Абакаров, дагестанец, проживающий в Турции. По информации издания, до лета 2022 года телеграм-канал курировал Илья Пономарев, бывший депутат Госдумы РФ, поддержавший Украину. В июле-августе 2022 года Абакаров и Пономарев прекратили сотрудничество, полное руководство каналом перешло в руки Абакара Абакарова.
Страницы «Утра Дагестан» в инстаграме* и на ютубе до сих пор активны. Абакар Абакаров регулярно ведет эфиры на ютуб-канале и призывает к сопротивлению российским властям и уничтожению Израиля. Паблик сохраняет популярность: согласно опросу на канале богослова Шамиля Зурпуканова, жители республики считают «Утро Дагестан» самым свободным и народным источником информации.
Антивоенной религиозной позицией отличаются телеграм-каналы «Башня» и «Горец», которые ведет историк и общественный деятель из Дагестана Абдуллах Шамиль вместе с другими активистами. На своем канале он затрагивает исторические, политические и религиозные темы. Кроме идей деколонизации, он продвигает идею установления на Северном Кавказе шариата — верховенства исламского права — после отсоединения от России. Войну в Украине он не одобряет и считает, что ее поддержку муфтияты страны начали по указу российских властей.
«А цель СВО какая?»
Саиду (имя изменено) 20 лет. Он живет в Дагестане и придерживается салафизма. Он считает, что мусульмане не могут иметь отношения к войне в Украине, потому что это не дозволено Всевышним. На фетву духовного управления мусульман о джихаде в Украине Саид отреагировал смехом:
— Война на пути Аллаха — это война, которая ведется ради того, чтобы установить на этой земле законы Аллаха. А цель СВО какая? Разве она несет с собой цель установить ислам на земле? Если на земли мусульманина напали, он должен только защищаться. А еще лучше, если он совершит хиджру (переселение) и переедет в страну, где нет войны.
По мнению Саида, Россия захватила территорию Дагестана и уничтожила исламскую правовую систему, которая была в регионе. Единственное правильное будущее республики он видит в отсоединении от России и установлении на ее территории шариата.
Саид не попал под мобилизацию. Однако он, по его словам, не станет воевать в любом случае. Мнение духовенства республики он не считает авторитетным и не позволяет ему влиять на собственную веру. У Саида есть другие источники изучения ислама, в основном — суры и аяты из Корана.
Дагестанец активно убеждает сторонников войны в ошибочности их мнения и удивляется, что многие спокойно слушают его доводы и соглашаются. По его словам, агрессивно ему отвечают лишь суфии (последователи суфизма), оскорбляя его и называя «хохлом». Тюрьмы и гонений со стороны государства он не боится:
— Неважно, буду я сидеть, спать и есть дома целый день или буду активным спорщиком, который кричит, что наше правительство — черти. В любом случае меня постигнет только то, что предопределено мне Аллахом. Если мне суждено умереть лежа на диване, умру так. Если мне суждено, что убьет полиция, умру так.