26 мая 2010 года на «7х7» вышел первый в истории издания материал. Это была запись в блоге историка Игоря Сажина из Коми. Он тогда писал о философии бегства: что, по его мнению, российская молодежь стремится не к улучшению собственной страны, а к поиску других мест для собственной хорошей жизни.
Блог-площадка «7х7» почти на две недели старше редакционного раздела. За 14 лет ее авторы написали 72 тыс. текстов о политике, активизме, обществе, проблемах и достижениях — о России, которую они пытаются изменить своими публикациями. В честь 14-летия платформы мы попросили нескольких блогеров вспомнить их первые публикации — и порассуждать о том, что изменилось в стране с тех пор.
Игорь Сажин, историк из Сыктывкара, первый блогер “7х7”
- О чем была ваша первая публикация?
- Первая моя публикация в блоге “7х7” была о бегстве молодежи из районов в центр, а из центра за пределы регионов, за пределы провинции и за пределы страны. Я до сих пор считаю это самой большой катастрофой России. Тоталитарное прошлое оставляет отпечаток. В тоталитарных режимах провинция – это удел асоциального. Если хочешь сделать что-то, надо быть в самом центре. И вот этот перекос, видимо, еще долго будут определять будущее России. Отсюда вера в «хорошего правителя», отсюда тяга к служению «хорошему правителю», отсюда ассоциация власти и страны, которая перекашивает сознание и закрепляет веру, что из провинции невозможно делать мир лучше.
- Ваши посты помогали добиться изменений?
- Из-за публикаций в блоге на меня до сих пор смотрят как на публичного правозащитника. Как на человека, который одним рассказом о несправедливости может исправить ситуацию, а другая сторона боится этого и все время пытается либо оправдаться, либо обвинить меня в служении злу.
Одна из таких ситуаций произошла совсем недавно — хотя публикация была сильно раньше. Возле аэропорта Сыктывкара была так называемая ловушка для водителей: они оставляли свою машину, а потом находили ее на платной стоянке для штрафников и платили большие деньги. Все из-за того, что там стояли знаки, которые можно было трактовать по-разному. Власти это не признавали. И вот совсем недавно это изменилось: теперь более внятное расположение знаков и вообще там разрешили стоянку.
Да, это маленькое дело, но у меня есть убежденность, что изменения возможны только маленькими шажками. Любые революционные изменения болеют одной болезнью - болезнью возврата. Так что и сегодняшняя «чиновничья революция» в России ровно так же схлопнется. Все сегодня происходящее — это способ мобилизации населения через внедрение чиновничьей имперскости. В выигрыше оказываются чиновничьи элиты. Они этого не скрывают.
Но я не думаю, что мои блоги сильно влияют на происходящее вокруг. Я вообще разочаровался в изменениях здесь и сейчас, меня больше интересуют изменения более отсроченные. Тяга к немедленному переходу к лучшему – это очень опасная вещь. Я очень надеюсь, что своими постами создаю культуру делания. Сегодня это попытка противостоять культуре ненависти. Когда обе стороны конфликта во время «революции» ненавидят друг друга, кто-то должен сохранять культуру прощения и понимания. Если этого не делать, то, боюсь, все закончится очень плохо. Жаждущие слома, жаждущие любого поворота должны понимать, что за поворотом в нужную им сторону последует поворот и обратно.
- Вы ощущаете давление цензуры?
- Я чувствую самоцензуру. Это как нахождение рядом с безумцем: если вы сели в купе вагона и вашим соседом оказался сумасшедший, то до момента расставания с ним все время надо фильтровать, что вы говорите. Потом можно будет вздохнуть и быть более свободным, а пока надо учитывать безумие соседа, его неадекватную реакцию на любой звук, на любой символ.
Разумность, в отличие от безумства – способна прощать, способна не замечать и, главное, способна понимать даже самого неадекватного, потому разумность идет рука об руку со свободой. Свобода – это ведь прежде всего способность понимать своего оппонента, это ответственность более сильного перед более слабым именно благодаря своему разуму.
- Почему вы остаетесь с “7х7”?
- Сейчас я уже очень мало публикуюсь в блогах. Технически это сложно, приходится обходить много разных условностей. И я благодарен некоторым своим друзьям, которые публикуют меня в “7х7”. Может быть, перед будущим у меня будет хоть какое-то оправдание.
Иван Звягин, общественник из Курска
- О чем была ваша первая публикация?
- Мои первые публикации на блог-платформе “7х7” сделаны в 2020 году. Самая первая — про уродование исторического облика Курска неуместными новостройками. Потом я написал про наше задержание на "Монстрации" [Звягина и еще нескольких курян задержали на этой акции 1 мая 2019 года — прим. ред.]. Я сделал эти публикации, чтобы больше людей знали о несправедливости власти и коррумпированности в разных сферах: исполнительных, законодательных органах, полиции, судах.
Первый тест был по градозащитной тематике, поскольку как раз тогда наша инициативная группа горожан была в противостоянии с местной администрацией: мы проводили митинги и пикеты, круглые столы и вообще общественную кампанию против уничтожения исторических зданий.
- Ваши посты помогали добиться изменений?
- Благодаря публикациям на блог-платформе “7х7” и репортажам “7х7” удалось отстоять исторические здания, не допустить их сноса, включить их в список объектов культурного наследия и присвоить им статус защиты. Это была успешная общественная кампания, в которой я оставил много нервных клеток, пережив давление администрации и застройщиков. Думаю, такие же эмоции испытали и другие участники инициативной группы. Про нас писали только местные СМИ, а когда это появилось на сайте “7х7”, то все местные чиновники испугались и ощутили, что я вынес сор из избы и им может прилететь от начальства за самоуправство и народные волнения.
- Вы ощущаете давление цензуры?
- Я, безусловно, чувствовал усиление цензуры. Был вынужден эмигрировать из России, чтобы иметь возможность говорить свое мнение дальше. Мне заблокировали страницу во “ВКонтакте” решением Генеральной прокуратуры за пост о том, что Песков сказал, что выборы в целом ненужная и формальная процедура, и еще несколько публикаций. На оставшихся площадках, в том числе блогах “7х7”, я, даже находясь в безопасности, стараюсь высказываться обтекаемо — чтобы не быть заблокированным и продолжать контактировать с моей аудиторией.
- Почему вы остаетесь с “7х7”?
- Я рассказываю о том, что меня удивляет в эмиграции и что можно было бы воплотить у нас [в РФ]. Я обсуждаю новости и события в моем регионе, потому что о них не могут говорить активисты в России, для них это небезопасно. Так я вношу в мир больше свободы. Свобода — это вообще единственный способ существования человека.
Анастасия Буракова, юристка и основательница проекта «Ковчег»
— Как вы присоединились к блог-платформе “7х7”?
— Кажется, что мой блог на “7х7” существует всю жизнь. В то время [в 2018 году] я занималась правозащитной деятельностью в России и, кроме ведения дел в судах и полиции, начала вести свой канал "Кто, если не Буракова", где простым языком объясняла новые и старые законы, практику их применения, писала инструкции в разных жизненных ситуациях, навеянных поступающими к нам обращениями. Параллельно некоторые материалы я начала публиковать в блоге “7х7”.
— О чем была ваша первая публикация?
— Первая инструкция была на грустную, но очень жизненную тему "Как не дать ритуальным агентам нажиться на смерти близкого?". Тогда я получила обращение о довольно распространенной проблеме - человеку озвучивали цены на ритуальные услуги, в несколько раз превышающие установленные законодательством. Мы добились нормальных цен, и я решила написать инструкцию, чтобы люди могли отстоять свои права в очень непростой ситуации самостоятельно.
— Ваши посты помогали добиться изменений?
— Сложно оценить, сколько людей воспользовалось советами и инструкциями, избежали проблем, поняв новые нормы. Думаю, юридическое самообразование - вещь очень важная, а в современной политической ситуации в России жизненно необходимая.
Сейчас мой блог более разнообразный: как юрист и правозащитник с большой практикой я продолжаю писать на правовую тематику, но как человек, который основал самый большой проект помощи людям с антивоенной позицией "Ковчег" и поддерживающий политические проекты, я делюсь своим мнением о событиях вокруг России, отношениях с другими странами, прогнозирую изменения для людей, несогласных с режимом. На мой взгляд, культура дискуссии и принятия разных точек зрения - это здоровая практика для общества, и авторские блоги ее непременно развивают.
— Чувствуете ли вы давление цензуры?
— Я была вынуждена уехать из России в конце 2021 года. Тогда Кремль, видимо, готовился к войне и уничтожал оставшиеся структуры гражданского общества. Под каток попали и правозащитные организации, так что риск уголовного преследования для меня был слишком высок. Я понимала, что, скорее всего, не смогу вернуться домой, а после 24 февраля 2022 года это стало очевидно. Поэтому единственное мое ограничение в реализации права на свободу слова - не навредить читателям, если они сделают репост. С этой точки зрения я всегда выверяю тексты.
— Почему вы остаетесь с “7х7”?
— “7х7” - настоящее медиа для людей и про людей. Обычных россиян в разных регионах страны. Я хочу оставаться полезной своим согражданам и единомышленникам и делиться своими мыслями, возможностями "Ковчега" для людей внутри страны и в эмиграции, юридической экспертизой.
Виталий Иванищев, гражданский активист из Воронежа
- Как вы присоединились к блог-платформе “7х7”?
- Кто-то из знакомых порекомендовал мне “7х7”. Мне показалось, что это интересно как опция, но журналистских проектов было тогда много. В то, что платформа выстрелит, тогда не верилось, хотя я участвовал в презентации, лучше понял концепцию — это было интересно.
Специально для “7х7” я тогда не писал [свой первый блог Иванищев опубликовал в ноябре 2015 года — прим. ред.], дублировал свои тексты из ЖЖ и “Фейсбука”*. Для “7х7” начал писать, когда участвовал в нескольких блог-турах в 2017–2018 годах. [Тогда] блоги заменили собой традиционную журналистику, и теперь во многом действуют так же, как 30–50 лет назад традиционные СМИ.
- Вы ощущаете давление цензуры?
- Конечно, цензура усилилась. В 2011 году я почти не думал о том, что можно говорить и какие картинки публиковать. Сейчас нужно тщательно подумать. Это произошло не сразу, нас варили постепенно, но результат налицо.
- Почему вы остаетесь с “7х7”?
- В современных условиях я считаю важным не бросать площадку, с которой у меня связаны интересные знакомства, поездки и открытия. Хочется верить, что смутные времена пройдут и лучшее для всех нас еще впереди.
Алексей Серёгин, журналист из Йошкар-Олы
- Как вы присоединились к блог-платформе “7х7” и о чем была ваша первая публикация?
- В 2014 году я искал работу журналистом, тогда же завел блог на “7х7” — для работы. Мой первый пост там — рефлексия о творчестве Бродского. Появление именно этого текста связано с обстоятельствами моей личной жизни, о которых я не хотел бы говорить.
- Ваши посты помогали добиться изменений?
- Если говорить о важности моего блога на происходящее в регионе и стране, то оно невысоко. Конечно, такие тексты влияют на читателей. Но чаще всего по каким-то важным темам людей сложно переубедить словами. В текстах читатели ищут подтверждение уже имеющимся у них взглядам, а все противоречащее этой точке зрения отвергают с порога.
- Вы ощущаете давление цензуры?
- То, как меняется ситуация, я чувствовал. Появились мысли: как именно меня могут наказать за каждое написанное мной слово? Но я все равно писал о том, что считал важным, так, как считал нужным. И намерен делать это и впредь. Я журналист и хочу, чтобы меня читало как можно больше людей. Блог-платформа “7х7” – одна из площадок, где люди могут меня читать. Спасибо ей за это.