Соцсети дают возможность не только делиться событиями из своей жизни, но и привлекать сторонников, находить единомышленников, распространять свои идеи. Религии тоже осваивают соцсети. Рилсы в инстаграме* про христианство, ислам и другие течения набирают сотни тысяч просмотров и лайков. Так, по хештегу #православие в Инстаграме* находится более 2 млн упоминаний, #ислам — более 5,3 млн. Рекомендации могут подкинуть в ленту пользователей видео о любви к Иисусу, эстетике православия, о жизни мусульманки или почти метаирочные ролики на библейские сюжеты.
Как религиозные блогеры продвигают свой стиль жизни с помощью соцсетей и почему они это делают — в тексте Анастасии Полозковой для «7х7».
«Я отдала Ему свою жизнь и хочу любить дальше»: история блога Марии
Марии 17 лет, она живет в Ижевске и в своем инстаграме* рассказывает о христианстве. Хотя у девушки пока небольшой блог (550 подписчиков), некоторые из ее видео набирают более 150 тыс. просмотров. В одном из таких роликов Мария пьет чай и слышит вопрос «Ты в последнее время так сияешь. Кто он?», в следующем кадре очевидный ответ — Иисус. В другом ролике девушка разглядывает себя перед камерой под веселую музыку на фоне фразы «Клевую рубашку прикупила. Интересно, как бы я выглядела без…», кадр меняется, музыка звучит тревожно, и появляется продолжение: «Любви Христа». Или вот: «Не pov, а рил: тебе только 17 лет, а твоя жизнь уже кипит-бурлит, потому что ты приняла решение идти за Богом и делать вещи для него».
Часто такие видео сопровождают цитаты из Библии, как бы объясняющие послание роликов, а под рилсами разворачиваются бурные обсуждения на сотни комментариев. Некоторые зрители поддерживают Марию, некоторые осуждают — один из комментариев звучит так: «Интересно наблюдать за тем, как реагируют на такие ролики на Западе и у нас. На Западе все спамят кресты в комменты, ролики набирают 200к+ лайков, у нас же другая картина, и это удручает. Вы — истинные наследники коммунистов».
В одной из своих публикаций Мария рассказала, что с церковью ее познакомила мама. В 13 лет в Крыму девушка попала на конференцию PASSWORD X, там же «покаялась, приняла водное крещение и получила крещение Духом Святым». Как выяснил «7х7», такие конференции организует Российская Церковь христиан веры евангельской пятидесятников.
В 2023 году конференция PASSWORD проходила в Москве под девизом «Пришло время перенять эстафету от старшего поколения и служить Богу». В программе значились проповеди, вечер хвалы и поклонения, мастер-классы. Участие в конференции платное, хотя и обозначается как пожертвование: от 1200 до 2500 руб. В 2024 году планируется «PASSWORD. Передай Слово», который позиционируется как «слет, где старшее поколение передает слово от Бога, огонь и опыт служения молодым», а на самом мероприятии обещают интеллектуальную и духовную подготовку с учителями и проповедниками.
В 2021 году Мария съездила на конференцию еще раз, после чего «уверовала, полюбила Бога и выстроила отношения с Ним». В разговоре с корреспонденткой «7х7» девушка отметила, что ее церковь и она сама относят себя к пятидесятникам (последователям одного из протестантских направлений, которое возникло в начале XX века в США). В 2022 году Мария начала вести блог. Она снимает ролики о том, что существует церковь без свечей, где молодежь любит Иисуса; что такое настоящие ад и рай; что каждому нужен Иисус.
— Я решила вести инстаграм*, потому что это отличный способ евангелизировать, рассказывать о Радостной Вести, говорить о Боге и показывать ту сторону христианства, на которой я безмерно люблю как православных, так и мусульман. Они для меня не менее ценны, мы не соперники, наоборот, одна семья, — рассказала Мария «7х7».
Она отмечает, что цель ее блога — привлечение аудитории, которая заинтересована в Библии и изучении Бога. Она хочет показать, что «Закон Бога это не обременение, а благословение» и что «быть христианином не стремно, не стыдно, не страшно и к этому легко прийти».
Нередко под трендовую музыку Мария снимает ролики о том, что бог поможет избавиться от одиночества или косвенно сравнивает его с романтическим партнером и транслирует, что принятие и поддержка возможны именно через Бога, а через молитву поговорить с ним можно, как с лучшим другом.
— Я люблю Бога, потому что Он возлюбил меня первым, я люблю Его, потому что Он принимает меня такой, какая я есть. Я люблю Его, потому что Он спас меня. Я люблю Его, потому что отдала Ему свою жизнь и хочу любить дальше, — рассказала Мария «7х7».
Еще Мария через свой инстаграм* под популярный звук приглашает молодых людей в церковь в Ижевске, а в сторис показывает, как проходят служения.
Девушка рассказала «7х7», что воскресные собрания проходят в молодежном съемном офисе в ижевском Доме ученых. Участники церкви арендуют и другие творческие пространства под мероприятия. Сейчас прихожане копят деньги, чтобы построить здание для собственного храма. В нем планируется сделать новый большой кабинет или офис для молодежных событий.
— Этими мероприятиями мы хотим показать людям, какие христиане на самом деле и что они не так далеки от простых людей, которые никогда не верили в Бога. Также этими мероприятиями мы бы хотели приблизить каждого человека к Богу и показать, что с Ним можно и нужно строить отношения, — отметила Мария.
Какие бывают блоги верующих
Блоги в «Инстаграме»*, которые изучила корреспондентка «7х7», можно условно разделить на две категории. Первая — где авторы и авторки разъясняют разные религиозные нюансы. Вторая — блоги, в которых верующие транслируют свою веру через личные истории. Обычно эти категории пересекаются, но, как правило, что-то одно превалирует.
К первой категории можно отнести блог молодой православной женщины Дарины (800 подписчиков), которая почти не делится личной информацией, зато публикует ролики с размышлениями о Боге и цитаты из Библии. Так, рилс блогерки, в котором на фоне вида из машины под популярную музыку она говорит, что “никто не знает, с чем ты боролся, никто не знает, с чем ты борешься прямо сейчас. У тебя все получится, потому что с тобой Всемогущий Господь”, набрал 139 тыс. просмотров. Часто Дарина делает в своих роликах отсылки к тому, что Бог будет с человеком в любых трудностях. Она также сравнила «жизнь для общества», где на фоне мелькают мрачные кадры с вечеринок, сигареты, алкоголь и валяющиеся на кровати люди, с «выбором Его», где представлены картины в светлых тонах с изображением Иисуса, заботящегося о ближних.
Еще один пример блога о правилах религии — инстаграм* 27-летней матушки Ольги из Богородска Нижегородской области (26,4 тыс. подписчиков). Женщина рассказывает о православии и уставе церкви, разбирает природу суеверий и их противоречие вере. В формате рилсов Ольга объясняет, откуда берется високосный год и какие суеверия с этим связаны. Или снимает разбор о Елеопомазании — обряде помазания елеем (маслом), которое символически изображает излияние Божией милости на человека.
Матушка в блоге также поделилась личной историей прихода: как она приняла крещение в 7 лет, в 15 присоединилась к церковному хору, получила образование в Нижегородском женском духовном училище по направлению регент церковного хора. Ольга вышла замуж за Отца Вячеслава, мечтает о пяти детях. Вместе с рассказами о постах, ночной литургии и молитвах матушка Ольга рекламирует дренажный напиток, уходовую косметику и изделия из экокожи.
Пример религиозного инстаграма* в личном формате — блог Марии, который позиционируется как страничка об элегантном православии, материнстве и жизни прихода. Мария из Санкт-Петербурга, в 18 лет стала женой, мамой и матушкой, ее муж — настоятель храма в Приморском районе. Матушка рассказала в блоге, что ее отец построил храм, в котором сейчас служит ее супруг.
Мария очень много внимания уделяет внешнему виду православных женщин: показывает наряды на каждый день, сезонные образы, а также подборку «на свидание, в ресторан и библиотеку». Почти каждый пост сопровождает информация о клубе «Благородных девиц», который ведет матушка.
В одном из роликов Мария объяснила, что для нее ответ на вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?» очевидный: жена, матушка, мама погодок, блогер. В комментариях подписчицы спрашивали блогерку, будет ли она получать высшее образование и пройдет ли в их храме панихида по Алексею Навальному. Вопросы остались без ответа.
Иногда матушка снимает юмористические ролики. В одном из таких рилсов Мария моментально готова к выходу из дома, когда ей предлагают поехать в храм. В другом блогерка показывает, что «девушка читает его переписки, а женщина читает Библию».
— Если посмотреть на блоги православных женщин, то мы увидим типичный контент [фото, размышления о семейной жизни, кулинарные рецепты] и в дополнение к этому размышления о религии и вере. В молодежных блогах о вере мы увидим использование языка, который характерен не только в религиозной тематике. Так происходит, потому что контент должен заходить аудитории, — рассказала «7х7» антрополог и культуролог Дарья Радченко.
Как отмечает Радченко, в молодежных религиозных блогах есть доля протеста: религиозность все еще часто ассоциируются с давлением старших родственников, мракобесием. Поэтому, когда люди высказываются о вере и исповедуют свою веру публично, они оказываются в ситуации социального риска. Они преодолевают сопротивление мейнстримного общества, и это сказывается на их контенте.
Вместе с тем существуют деноминации (типы религиозных организаций), которые сильно сцеплены с этнической идентичностью: русский — значит православный; дагестанец — значит мусульманин; бурят — значит буддист. В этом случае религия становится частью этнической идентичности, но не первопричиной для публичного высказывания. Религия в таком блоге оказывается инструментом для конструирования идентичности, считает антрополог.
Подробно об исламе и с юмором, и в более серьезном формате в своем блоге на 540 тыс. подписчиков рассказывает блогерка Ника. Ее ролик о сексе, менструации и важности разговора на эту тему набрал почти 2 млн просмотров. Ника под популярные треки перечисляет обязанности мужа в исламе при женитьбе; развенчивает мифы о том, что в исламе якобы разрешены насильственные браки, женское обрезание, похищения невест. Девушка также снимает рилсы на реакцию мужчин по поводу разговоров о размере махра (имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака), о хиджабе и том, какие части тела должна закрывать женщина по Корану.
В блоге Ники есть посты о домашнем насилии: она советует книгу пережившей насилие Маргариты Грачевой “Сама виновата?” и пишет, как распознать абьюзера. После признания ЛГБТ-сообщества экстремистской организацией блогерка сняла ролик на шутку “Я влюбился в свою начальницу”. В нем два персонажа рассуждают, что использовать феминитив “начальница” - это пропаганда, перебирают варианты и приходят к выводу, что любой вариант либо противоречит “традиционным ценностям”, либо похож на “экстремистский”. Параллельно девушка рекламирует курсы арабского, обучение по СММ и финансовой грамотности, косметику.
Еще один популярный лайфстайл-блог об исламе (138 тыс. подписчиков) ведет девушка по имени Азалия. Она выкладывает рассказы о Рамадане, кулинарные рецепты, видео с прогулок по рынку, ролики о путешествиях и ксенофобии. Иногда разбирает религиозные практики. Например, Азалия объясняет, почему мусульманке нельзя путешествовать одной дальше чем на 80 км. В подписи к ролику говорится: «Несомненно, в этом есть мудрость Всевышнего. На своем примере могу сказать, как спокойно проходит поездка. У тебя есть защита, тебе не нужно контактировать с противоположным полом».
Из видео блогерки следует, что положение женщины не зависит от ее мужа, и мужчина не может решать, как должна одеваться жена. Отдельная тема блога Азалии — права женщин в исламе. Девушка разбирает, что не так с позицией «Я лев, возьму себе 800 жен, ты молчи, не перечь, готовь мне, убирайся и вообще сиди 24/7 сиди дома, разрешу тебе только подышать». Азалия пишет: брак — это партнерство, а не отношения, в которых один человек доминирует над другим.
По словам историка Надежды Беляковой, с точки зрения религиоведения женская проповедь в исламе — совершенно не изученное явление. И несмотря на то, что эта религия часто маркируется как угнетающая женщин, в современном исламе женская агентность очень высокая.
Зачем нужны религиозные блоги
В советское время религия была криминализована. Поэтому главная особенность религиозного пространства в России и во всех странах бывшего СССР — новое освоение религией публичного пространства, говорит Надежда Белякова.
— Религия только пытается сейчас себя представлять консервативной. Исторически для того, чтобы иметь социальный эффект, религия гибко реагировала на запросы общества. [Верующие] всегда использовали все доступные инструменты для продвижения идей, концепций и для влияния на общественное сознание, — объясняет историк.
Для западного мира это привычная картина. Так, религиозный активизм, особенно евангелический, эффективно осваивал радио, как только оно появилось. В 1970-е годы в США произошел бум евангелических радиопередач. С развитием соцсетей верующие стали осваивать и этот инструмент.
У представителей разных религий есть задачи, связанные с присутствием в медиа. Одна из ключевых — привлечение новых верующих (миссионерство). В зависимости от религии это может быть либо обязанностью верующего, либо требованием, подчеркивает антрополог и культуролог Дарья Радченко.
По ее словам, даже в рамках христианства у разных деноминаций могут быть разные позиции по миссионерству, его значению, тому, к кому оно должно быть обращено (неверующие, иноверцы) и кто может им заниматься. У пятидесятников такую работу ведут все вовлеченные члены сообщества, а у традиционных деноминаций (католиков, православных), как правило, миряне миссионерством не занимаются.
За последние несколько десятков лет случился существенный сдвиг в миссионерстве: произошла эмансипация мирян в некоторых религиозных организациях. Раньше привлекать новых сторонников могли только те, у кого есть специальное образование, опыт и сакральные характеристики (например, благословение). Сейчас к представителям религии все чаще относятся позитивно в публичном поле. Это затронуло и верующих женщин, что стало существенным общественным сдвигом. Эмансипация — результат развития самих медиа, и в результате в последние 20–30 лет мы живем в культуре участия, где люди не только наблюдают за чем-то, но и действуют сами.
— Социальные медиа — ее [культуры участия] элементы. Подразумевается, что люди перестали быть пассивной аудиторией, которая просто воспринимает информацию (ТВ, прессу), и все больше вовлекаются в создание самого разного культурного контента. Это в том числе и религия, — объясняет Дарья Радченко.
То есть росту популярности блогов верующих способствует как культура участия, так и сами алгоритмы соцсетей. Как отмечает специалистка, в культуре участия люди получают инструменты для публичного высказывания. Благодаря производству контента на массовую аудиторию люди публично наращивают свой социальный капитал. Одним это дает “минуту славы”. Другим - комьюнити единомышленников. Также за счет создания контента блогеры приобретают символический капитал —- авторитет эксперта в глазах других пользователей. Соцсети сами по себе провоцируют пользователей создавать посты, потенциально популярные у аудитории, объясняет антрополог.
Религия как новая мода?
По данным «Левада-Центра» от 2022 года, 71% респондентов относит себя к православным, 5% — к мусульманам, около 3% представляются как последователи других религий (прежде всего, это католическое христианство, протестантизм, буддизм). 15% не относят себя ни к одной из религий, около 4% говорят, что они атеисты. В целом, 53% россиян относят себя к «религиозным людям», из которых 9% называют себя «очень религиозными» (этот показатель приблизительно совпадает с числом тех, кто регулярно посещает религиозные службы). 44% считают себя «в какой-то мере религиозными», треть — не «слишком религиозными», 16% — «совершенно нерелигиозными».
Согласно опросу ВЦИОМ 2023 года, 57% опрошенных причисляют себя к православным христианам. Эти данные разнятся в промежутке от 60 до 80% в зависимости от метода подсчета.
Дарья Радченко считает, что слишком оптимистично называть религиозные блоги модным явлением:
- Количество людей, которые вовлечены в религиозные практики, то есть регулярно посещают церковь, участвуют в духовных таинствах, по самым оптимистичным подсчетам, не превышает 5–7%. Православие, формально крупнейшая деноминация в РФ, скорее является религиозным меньшинством, которое не особенно модное. Религия чаще ассоциируется с не очень позитивными вещами.
Что касается других религий, то в каждой деноминации идут свои процессы. Есть как запрос на радикализацию определенных течений, так и на рост традиционности, которая может привлекать молодых людей, отмечает экспертка. Какая-то часть молодежи ориентируется на альтернативные православию христианские деноминации, поскольку не видит себя внутри традиционных (РПЦ). Как Мария из Ижевска, эти люди ищут направления, больше ассоциированные на миссионерскую деятельность.
— Нельзя сказать, что религия - это тренд. Другое дело, когда мы говорим о производстве контента в социальных медиа: чем выше эмоциональность посыла, тем больше он имеет шансов зайти целевой аудитории, — заключает Радченко.