Юлия Навальная объявила, что продолжит дело Алексея Навального - ее мужа, о смерти которого в тюрьме российские власти объявили 16 февраля. Обращение Юлии вышло на ютуб-канале оппозиционного лидера 19 февраля. Она пообещала расследовать гибель супруга, которую считает убийством, а также бороться против войны и коррупции, за честные выборы и свободу слова.

“7х7” вспоминает других женщин, которые стали общественными деятельницами после смерти или отправки мужей в тюрьму.

Наталья Гаряева: возглавила протест краснодарских станичников против мусорной свалки

Наталья Гаряева. Фото: «7х7»

Наталья была супругой предпринимателя Андрея Гаряева, который считался лидером протеста против мусорной свалки возле станицы Полтавской. Жители станицы выбрали его председателем общественного совета по закрытию полигона. Он ходил на все встречи с чиновниками и добивался выполнения обещаний — например, смог продавить установку дорожных знаков, ограничивающих проезд мусоровозов по ночам.

За свою активность Гаряев столкнулся с давлением властей. В июле 2022 года компанию предпринимателя оштрафовали на 32 млн руб. якобы за срыв сроков строительства спортивного центра для области. При этом задержка возникла не из-за рабочих Гаряева. Через месяц у Андрея началось отторжение печени. 5 октября 2022 года он застрелился во дворе своего дома. Ему было 58 лет. Через полтора месяца штраф компании Гаряева отменили.

Наталья возглавила бизнес и стала председателем общественного совета вместо Андрея. Она выделяла деньги на штрафы станичникам, которые выходили на уличные акции и перекрывали дорогу мусоровозам. Ее юристы защищали жителей в судах. Гаряева также оплачивала такси, на котором жители ездили к полигону, и финансировала разработку решений, позволяющих утилизировать мусор без складирования на свалке.

В начале 2023 года Наталью обвинили в подготовке убийства главы района, который сдал землю около станицы под полигон. Якобы она предложила за это и за подрыв моста, ведущего к полигону, 350 тыс. руб. Заявление на Гаряеву написал знакомый ее мужа. Активистка собиралась подать в суд за ложный донос.

Гаряевой и другим жителям Полтавской удалось победить. В декабре 2023 года краснодарский губернатор Вениамин Кондратьев пообещал, что свалку закроют. Но даже после этого Наталью не оставили в покое.

В январе 2024 года Росприроднадзор и коммунальщики Красноармейского района пожаловались на Наталью Гаряеву в прокуратуру. По их мнению, активистка занималась незаконным сбором и перевозкой отходов. Работников автосервиса Гаряевой вызвали на опросы. Как рассказала «7х7» активистка, сотрудников якобы заставили сказать, что она уклонялась от уплаты налогов и получила деньги за неоказанные по госконтракту услуги. Знакомый Гаряевой предупредил ее о возможном обыске. После этого она подала жалобу Путину.

О борьбе Полтавской против мусорной свалки читайте в лонгриде “7х7”.

Лариса Фефилова: стала единственной в Удмуртии правозащитницей, которая помогает заключенным

Лариса Фефилова. Фото: личный архив героини

Лариса Фефилова в 1980-е годы получила образование воспитателя и работала в детском саду. Когда началась перестройка и не хватало денег, она выучилась на бухгалтера-юриста. А когда ее мужа обвинили в убийстве, женщина стала правозащитницей.

Фефилова пыталась доказать невиновность супруга, которого в 2005 году обвинили в убийстве милиционера. Убитый был сыном высокопоставленного удмуртского чиновника - лучшего друга действующего на тот момент президента Удмуртии Александра Волкова. Тогда же она выяснила, что в удмуртском поселке Ягул рядом с Ижевском находится так называемая пыточная колония №1. И там же, на территории этой колонии, было ПФРСИ — помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора. В него якобы привозили людей и пытали, чтобы добиться явки с повинной или оговора других людей.

В этот изолятор попал муж Фефиловой. Спустя две недели после задержания он похудел на 20 кг. Мужчина рассказал Ларисе, что происходит в ПФРСИ. Она начала писать жалобы и искать адвоката. Потом поняла, что денег на защитника нет, но в организации «За права человека» Льва Пономарева ей обещали помогать, если она сама займется правами заключенных.

Лариса устроила пикет-вахту перед зданием ФСИН России, протестуя против убийств в мордовской ИК-19, о которых узнала тогда. За это ее мужа перевели именно в эту колонию. Но в итоге правозащитница добилась смены руководства ИК-19, а потом и закрытия пыточного ПФРСИ в Ягуле.

Доказать невиновность супруга получилось только в ЕСПЧ. Новое рассмотрение дела в российском суде не изменило ситуацию. Муж Фефиловой вышел на свободу спустя 12 лет в колонии в 2017 году. А она продолжила защищать права заключенных.

После начала войны в Украине Лариса получает жалобы осужденных на усиление режима, а также помогает родственникам писать обращения, если их близкие перестали выходить на связь. Уходить из правозащиты не планирует, потому что без нее помогать заключенным и их близким будет некому. ОНК в Удмуртии — декоративный орган, который вместо реального наблюдения сотрудничает с МВД и УФСИН.

Полную историю Ларисы Фефиловой читайте по ссылке.

Ольга Романова: основала организацию “Русь сидящая” и рассказала о вербовке заключенных на войну

Ольга Романова. Источник: Ольга Романова / Instagram

Ольга Романова пришла в правозащиту из журналистики. В 2008 году был арестован, а через год осужден ее бывший муж, бизнесмен Алексей Козлов. Его обвинили в мошенничестве и покушении на легализацию денежных средств (в 2013 году он был оправдан по последнему обвинению).

«Русь сидящая» началась с координации действий женщин, стоявших в очереди на передачу в СИЗО-2, где сидел Козлов. «Так и образовался костяк женщин в “красных платьях”, которые поддерживали друг друга, чтоб не пропасть поодиночке. Ходили на суды друг к другу, поскольку мужья сидели», — рассказывала Романова о том времени. Экономистка и публицистка Ирина Ясина предложила назвать объединение «Русь сидящая». У него появился сайт, куда стали приходить письма со всей страны. Целью объединения, со слов Романовой, было просвещение, — чтобы россияне понимали, как выстроена судебно-следственная вертикаль.

Во время относительно спокойных десятых «Русь сидящая» открыла филиалы для помощи сидельцам и их близким в Ярославле, Новосибирске, Санкт-Петербурге (судя по данным на сайте проекта, они действуют). Сама Романова в 2017 году переехала в Германию из-за конфликта с ФСИН. Замглавы ведомства Анатолий Рудый, по ее словам, написал на нее донос о хищении бюджетных средств в крупном размере. После этого в «Руси сидящей» прошли обыски.

В 2022 году Ольга Романова рассказывала о том, что заключенных российских колоний вербуют на войну. Впоследствии эти данные подтвердили сами власти, а также основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, который лично ездил по тюрьмам. В 2023 году Романова сообщала в том числе о вербовке в Украину женщин-заключенных.

«Русь сидящая» продолжает работать в России в статусе иностранного агента. Сама Ольга Романова тоже находится в списке иностранных агентов Минюста. Она ведет личный телеграм-канал.

Интервью с Ольгой Романовой читайте по ссылке.

Жены арестованных крымских татар: предали огласке истории нелояльных крымчан, преследуемых по национальному признаку

 

После присоединения Крыма к России в 2014 году силовики стали преследовать нелояльных крымских татар и сажать их за участие в террористических организациях. В ответ появилась неформальная организация для сопротивления репрессивной системе. «Крымская солидарность» функционирует с апреля 2016 года. В ней работают адвокаты и юристы-правозащитники. По данным на февраль 2022 года, число политузников из числа крымских татар достигло 120 человек. В разделе «Политзаключенные» на сайте движения 19 февраля 2024 года было 147 карточек преследуемых людей.

Левиза Джелялова - супруга крымского политика и активиста, первого заместителя Меджлиса крымскотатарского народа (запрещенная в РФ организация) Наримана Джелялова. Она стала наравне с адвокатом ходить на судебные заседания и защищать своего мужа. Также Левиза объединилась с Репикой Ахтемовой и Адиле Ахтемовой (все трое мужчин проходят по «делу о диверсии на газопроводе» в Крыму), чтобы публично еще раз заявить о примененных к мужьям пыткам и фальсификациях в деле.

Айше Асанова сама попала под преследование, когда на одном из судебных заседаний показала мужу издалека записку со словами: «Ты мне нужен как воздух». Судебный пристав счел это плакатом и составил на Асанову протокол.

Сотрудница пресс-службы «Крымской солидарности» Лутфие Зудиева в 2018 году говорила, что работа движения «если и не развернула вектор давления властей, то точно ослабила это давление». По мнению Зудиевой, солидарность родственников и массовая поддержка крымских татар сыграла свою роль в том, что силовики действуют не так жестко, как в других регионах по аналогичным делам.