ФСБ в Белгороде 1 февраля задержала волонтерку Надин Гейслер. С начала 2022 года девушка помогала украинским беженцам и ездила на подконтрольные ВС РФ территории с гуманитарной помощью для местных жителей.

Осенью 2023 года Надин уехала из России, но не перестала помогать украинцам. За несколько месяцев до задержания Надин рассказала журналисту «7х7» о своей волонтерской работе и эмиграции из-за страха уголовного преследования. На основе этого интервью, а также предыдущего разговора волонтерки с «7х7» и другими изданиями, рассказываем о ней.

Кто такая Надин Гейслер

Надин Гейслер, она же Надежда Россинская, стала помогать украинцам с первых дней войны. До 24 февраля 2022 года девушка была моделью и фотографом. Она занималась только зооволонтерством — принимала на передержку животных и лечила их.

В 2022 году девушка вместе с единомышленницами создала движение «Армия красоток», которое искало беженцам жилье, собирало лекарства, одежду и продукты. Во время работы «Армии красоток» Надин несколько раз сама ездила на подконтрольные ВС РФ территории Харьковской области Украины, чтобы доставлять гуманитарку и лекарства.

Надин Гейслер (вторая слева) и другие волонтерки из «Армии красоток», которая прекратила работу в 2023 году. Фото из группы «Армия Красоток» / VK

Через два месяца после начала войны девушка вышла на центральную площадь Белгорода в желто-голубой одежде и раздавала прохожим цветы. Ее задержали и оштрафовали за участие в митинге. Обжаловать штраф она не стала.

В 2023 году, опасаясь преследования силовиков, Надин уехала из России. Дистанционно она продолжала помогать беженцам, а к ее работе добавилась еще одна задача — помощь в возвращении украинцев на родину.

 

Почему уехала из России

Осенью 2023 года Надин рассказала корреспонденту «7х7», что мысли об эмиграции у нее появились годом ранее, когда солдаты ВСУ освободили Харьковскую область. До этого момента, рассуждала волонтерка, ее работа была «выгодна государству»:

— Команда девчонок занималась, по сути, снабжением огромной оккупированной территории. Бюджет, который должен был на это идти, распиливался, а люди при этом получали продукты и медикаменты [от волонтеров]. Когда Харьковскую область освободили, у меня появился страх, что нас захотят убрать, потому что выгоды в нас больше нет, но мы очень много знаем и видели.

Осенью 2022 года, вспоминала Надин, «началась веселуха». Сначала кто-то по ночам приходил на арендованный девушкой склад для гуманитарной помощи. Затем участились визиты полиции, которая приезжала якобы из-за жалоб на большое количество украинских машин рядом со складом. Потом волонтеры начали замечать за собой слежку — неизвестные машины часами ездили за ними по городу, утверждает Надин:

— Зимой у нас была стрельба по складу [следов от пуль не было, волонтеры слышали только звуки]. Только ты выходишь со склада, начинается стрельба. Такие совпадения — это сюр. Ночью я вызвала полицию, они приняли заявления, но сказали: «А чего вы боитесь? Если бы вас хотели убить — подожгли бы. Думаете, у нас просто так склады всякие горят?» Они уехали, через 40 минут я вышла со склада — снова началась стрельба. Полиция больше ни разу не связалась [со мной].

Через несколько дней у родителей Надин сгорела теплица. Все это, по словам девушки, показало, что в опасности не только она сама, но и ее близкие.

— Самая острая ситуация произошла, когда я занималась возвращением 14-летней девочки в Украину, — рассказала волонтерка. — Ее мама — военнослужащая ВСУ. Девочку держали в изоляторе российского детдома. Я поехала в детдом, представилась как тетя этой девочки, купила билеты. И в этот момент со мной связался адвокат Дмитрий Захватов и сказал, что одну женщину в аэропорту допрашивали фсбшники из-за перевода 300 рублей на мою карту. Они сказали ей, что в России я признана экстремисткой, спонсирующей украинскую армию.

Последние дни в России, по воспоминаниям Надин, были «максимально стремными»: она не выходила из дома и даже не включала свет, ожидая выезда из страны.

— Все время своей работы я понимала, что это [эмиграция] произойдет. Хорошо, что я не где-нибудь в Харьковской области «двухсотой» [мертвой] оказалась. Подписаться на то, чтобы бросить всю свою жизнь, стать беженцем и сваливать, не имея денег ни на что, не каждый сможет. Многие не понимают, как это происходит. Тяжело и страшно, — призналась она.

Как Надин продолжала помогать украинцам после эмиграции

Первое время после отъезда из России, весной 2023 года, Надин жила у украинских беженцев, которым сама помогала выбраться с оккупированных территорий. Страну, в которой жила девушка, она не назвала, но издание "Пепел" позже уточнило, что она находилась в Грузии:

— Я обратилась за помощью к подписчикам. Сказала, что я беженка, и у меня нет денег ни на еду, ни на жилье. Люди скинулись — и я смогла оплатить квартиру. И в дальнейшем, в других странах и городах, я тоже ночевала у украинцев. Моя зубная щетка — из гуманитарной помощи, которую выдали беженцам.

«Армия красоток», созданная Надин в 2022 году, перестала существовать. Девушки, с которыми работала Гейслер, прекратили заниматься волонтерством. В эмиграции, чтобы помогать жителям Украины, Надин начала взаимодействовать с другими волонтерами — в основном украинскими. Работать при этом, говорила Надин, стало сложнее:

— Большая часть волонтеров — украинцы. На оккупированных территориях в том числе. Они тоже делают вид, что они поддерживают все это, потому что иначе невозможно спасти людей. Бывают абсурдные ситуации, когда ты ищешь человека из России, который в случае чего может подтвердить, что он из ассоциации тамбовских мамочек передал фуру воды. Докапываются до каждой мелочи. Приходится выстраивать большие цепочки, чтобы обезопасить волонтеров. Сейчас недостаточно поулыбаться и наклеить Z на машину.

Раньше Надин в основном помогала беженцам в России: арендовала жилье, оплачивала медицинские услуги, передавала гуманитарную помощь. В последние месяцы она стала помогать украинцам выезжать с подконтрольных России территорий. В частности, девушка эвакуировала жителей Херсона после прорыва дамбы Каховской ГЭС. Сборы на оплату такой помощи Гейслер анонсировала эзоповым языком. Так она пыталась обезопасить обратившихся за помощью:

— Один из кейсов — буквально первая линия фронта, откуда мы вывозили бабушек. Другой кейс — это люди, которые дважды сидели «на подвале» [в полевой тюрьме] за то, что они, мол, наводят смуту. Чтобы обрисовать ситуацию, но не спалить этих людей, я записывала такие скрытые ролики про «гортензии контейнерные, зимующие в подвале».

В эмиграции отношение к войне у Надин не изменилось. При этом девушка отметила, что у нее появилось «еще больше ненависти и агрессии». У украинцев, которым помогала Гейслер, отношение к войне тоже трансформировалось:

— У многих снизился уровень надежды. Мне как-то сказали: «Мы похоронили Украину». Люди очень сильно устали, теряют надежду. Те, кто остается в Украине, пропитаны ненавистью. Многие сидят на антидепрессантах.

О Белгороде и преследовании

Надин принципиально отказалась помогать белгородцам, которые тоже стали жертвами войны. Во время обстрелов приграничного российского города Шебекино летом 2022 года она помогала только украинцам.

— Когда все это началось, еще можно было что-то изменить. Когда была оккупация Харьковской области, и я кричала «помогите, выйдите со мной на блокпост, чтобы мы смогли добиться проезда», где были шебекинцы? Они поддерживали СВО. А потом ощутили на себе одну сотую того, что переживают украинцы. Так может, теперь до людей дойдет? Может, они перестанут своих сыновей и мужей отправлять туда? Пока все будут так молчать — ничего не изменится.

Со своими родственниками Надин перестала общаться. После эмиграции она связалась с ними через месяц — они не считали, что девушке было опасно оставаться в России:

— Это вызвало бурю негатива. Они не могли поверить, что такая большая страна может ошибаться. Меня назвали фашисткой, сторонницей «укропов». Родственников у меня больше нет, в общем.

Возвращаться в Россию Надин не планировала. Она говорила, что «не знает, когда это будет возможно»:

— Россия должна стать свободной, тоталитаризм должен исчезнуть. На это уйдут годы. Но и возвращаться мне уже не к кому: для моих близких я нацистка. С одной стороны, родной чернозем, а с другой — система и люди, жаждущие кровопролития. Куда возвращаться? К кому?

Неизвестно, почему Гейслер вернулась в Россию зимой 2023 года. Но во время разговора с «7х7» она говорила, что ее не станут преследовать на родине, потому что «технически ее не за что посадить».

— Докажите, что я спонсирую украинскую армию. Докажите, что когда я вывозила кого-то, то знала, что у них родственники на фронте. Я просто волонтер. Я просто помогаю, понятия не имея, кому. Я каждый раз говорила, что мы «помогаем братскому народу», мы не переходили эти рамки, — убеждала Надин.

Достоверно неизвестно, почему она вернулась в Россию. По версии белгородской журналистки Татьяны Григорьевой, волонтерка хотела помочь украинской зоозащитнице вывезти 68 собак в Украину. Ранее эти собаки были эвакуированы из-под обстрелов.

По предварительной информации, ФСБ вменила Надин статью о публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ). Наказанием по этой статье может быть в том числе тюремный срок до шести лет.

Сестра Надин Гейслер. Фото: Алёна Егорова / VK

1 февраля силовики также задержали сестру Надин. Она помогала Гейслер в «Армии красоток». По данным медиа «Пепел», позже девушку отпустили из ФСБ, причина ее задержания и процессуальный статус остались неясными. Также «Пепел» сообщил о задержании матери Надин и ее несовершеннолетнего брата, которые остались в статусе свидетелей.

** Организация запрещена в РФ.