Родственницы мобилизованных стали чаще и увереннее требовать возвращения родных с фронта: в Москве женщины вышли на пикеты, в регионах готовятся к проведению акций, близкие военных публикуют манифест, где требуют полной демобилизации. Все это проходит под координацией телеграм-канала «Путь домой», который появился два месяца назад. Интернет-журнал «7x7» поговорил с участницами движения, проанализировал посты в канале и собрал все известные факты о нем.
Как появился телеграм-канал «Путь домой»
Массовые просьбы вернуть мобилизованных домой появились в сентябре 2023 года во время видеотрансляций глав Ростовской, Белгородской, Ленинградской, Калининградской и Саратовской областей в соцсетях. Родственницы военных закидывали губернаторов комментариями с требованием демобилизации. Сообщений было настолько много, что региональные чиновники не могли их проигнорировать: правительство Ростовской области направило командованию Южного военного округа просьбу предоставить отпуск жителям региона, которых мобилизовали в сентябре 2022 года. Аналогичное обращение к Владимиру Путину и Минобороны подготовил и глава Ленинградской области Александр Дрозденко.
15 сентября на массовые жалобы вынужденно отреагировал председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов. Он заявил, что мобилизованные будут находиться на службе до конца войны в Украине.
Призыв «задать жару массовостью» комментариев под постами губернаторов принадлежит телеграм-каналу «Путь домой», который позиционирует себя как движение по возвращению мобилизованных с фронта. Канал появился 2 сентября. На тот момент в нем было более 400 подписчиков, но вскоре он вырос до 8,6 тыс. Помимо предложений писать комментарии, администраторы канала призывали участников отправлять депутатам Госдумы обращения с требованием заменить мобилизованных и внести поправки в закон, чтобы обозначить даты их пребывания на фронте. К ноябрю повестка ужесточилась: движение стало требовать вывести мужчин из зоны боевых действий.
Жена мобилизованного и координатор отделения «Путь домой» в Воронежской области Яна рассказала «7х7», что еще с весны 2023 года родственники военных из объединения «Вернем ребят» коллективно просили властей предоставить мужчинам отпуск или заменить их, потому что беспокоились за физическое и психическое состояние военных. Но получали лишь отписки. Тогда участники объединения начали создавать свои небольшие группы. Кроме «Пути домой», Яне известно о движениях «Мобилизованным пора домой» и «Мы вместе», но их может быть больше.
Изначально, по словам координатора из Воронежа, работа велась в Москве. Но к началу октября к движению постепенно подключились и регионы. Как утверждает Яна, тогда «многие девочки взяли на себя ответственность создания региональных чатов и начали работу уже каждый по своему городу». Сейчас в канале опубликованы ссылки на чаты в 29 городах. Но некоторые из них пустые.
Координатор из чатов других регионов Ольга (имя изменено) тоже рассказала «7х7», что родственники мобилизованных полгода писали обращения и затем начали объединяться.
— Я сама в определенный момент начала искать людей в такой же жизненной ситуации по совету психолога. Нашла группу «Путь Домой» и теперь действительно понимаю и ощущаю, что я не одна каждый день как в аду, — сказала она.
Что требуют родственницы мобилизованных
12 ноября в телеграм-канале опубликовали манифест движения. Его представительницы выступили за полную демобилизацию, «политическую стабильность и достойную жизнь для каждого гражданина России», соблюдение Конституции и прав человека, права на социальный протест и публичные собрания, социальную справедливость для каждого. «Путь домой» потребовал установить срок службы для мобилизованных — не более года. Движение считает, что контрактники и военные должны иметь право на увольнение со службы спустя год после призыва, руководство страны не должно игнорировать проблемы граждан и относиться к военным как «к расходному материалу».
«Путь домой» отметил, что родственниц «не интересует раскачивание лодки и дестабилизация политической обстановки». Но им безразлично, кто вернет их мужчин.
Параллельно с этим движение предложило жительницам регионов согласовать с чиновниками митинги за возвращение мобилизованных 19 ноября. Впервые они прошли в Москве 7 числа. Сейчас известно, что заявки на митинги подали в трех городах. В Красноярске власти не согласовали акцию, сославшись на ковидные ограничения. Новосибирская мэрия отказала представительницам движения в проведении мероприятия, предложив близким военных прийти на прием.
Телеграм-канал «Сирена» сообщил, что после отказа активистки красноярского отделения предлагали все же выйти на митинг, потому что «мужики умирают». Но администратором чата стала помощника красноярской депутатки от «Единой России» Валентина Воронцова. При ней инициативных активисток якобы исключили из объединения, а скриншоты и пересылки сообщений запретили. Позже чат удалили.
Власти Челябинска тоже попросили женщин вместо митинга встретиться 14 ноября с военкоматами и представителями «Боевого братства». После встречи телеграм-канал «Челябинск будущего» написал, что власти пообещали женщинам увеличить срок отпуска мобилизованных с четырех недель до восьми недель, возместить стоимость билетов и проводить военно-врачебные комиссии ближе к дому. Одна из активисток после этого якобы пообещала «пока притормозить темпы». Они подадут повторную заявку, если власти не исполнят обещания.
Первоначально координатор воронежского движения Яна говорила, что канал не призывает участвовать в акциях, а лишь сообщает о своей работе: родственники сами решают, подавать им заявки на проведение митингов или нет.
— Многие родственники из разных городов были готовы к митингу еще в июне и говорили об этом, но было принято решение сперва опробовать все дипломатичные варианты достижения цели, — утверждала Яна.
Кто может координировать движение
Администраторы канала анонимны. Координатор воронежского отделения Яна отказалась назвать имена ради личной безопасности мужа:
— Есть примеры того, когда после жалоб жен бойцов наказывали: отправляли на самое тяжелое направление или делали из них штурмовиков. Самое главное для нас - безопасность любимых мужчин, и все, что мы делаем, это отстаиваем их интересы. Поэтому стараемся работать коллективно, — сказала она.
При этом, по словам женщины, власти знают, кто основал движение, — они присутствовали на приемах с чиновниками и состоят в чатах с депутатами Госдумы. В канале действительно сообщали о встречах и консультациях с депутатами Госдумы. Но знают ли власти лично организаторов движения — подтвердить не удалось.
Первые посты в канале «Путь домой» публиковали некие Кристина и Анастасия. Они рассказывали свои истории и призывали женщин при решении проблемы не действовать на эмоциях. По словам Анастасии, ее мужа призвали в армию 22 сентября и она «осталась в доме с двухмесячным ребенком на руках».
«Мой сын ходил по улице и видел других детей с отцами, а его на фронте защищает всех. Мне, как матери, было невыносимо видеть боль в глазах ребенка, а ему всего 2 года. …> Как-то у меня опустились руки, и в этот момент мне написал первый мобилизованный, который поблагодарил меня за то, что мы боремся за них. Тогда я решила, что буду бороться не только за своего мужчину, а за все 300 тысяч», — написала Кристина.
Сейчас посты в телеграм-канале публикуются без упоминания авторства.
Журналист Дмитрий Колезев предположил, что администрировать канал могут люди, знакомые с общественными кампаниями и политической активностью. «Медиазона» обратила внимание на то, что в канале поддерживают бывшего депутата Василия Власова. Он был сторонником Евгения Пригожина. По информации телеграм-канала Brief, после лишения мандата он стал общаться с политтехнологами Пригожина по поводу того, есть ли у них сетка сторонников для создания некой новой партии.
Кроме того, в канале неоднократно благодарили провластного депутата-справедливоросса Дмитрия Кузнецова и поддержавшего войну культурного деятеля Сергея Москалькова. Несколько раз звучало и имя Ольги Кац — основательницы движения «Вернем ребят» из Новосибирска.
Движение выступает за войну или против
«Путь домой» объединяет родственников с разным отношением к войне. Например, 7 ноября участница движения Мария Андреева дала интервью изданию «Важные истории». Она сказала, что женщины хотят вернуть своих мужчин, а не цинковые гробы, и родина «их кинула». По словам Андреевой, она не будет голосовать за Владимира Путина на выборах, потому что он «сделал очень много неправильных решений».
После интервью в канале выпустили видео другой участницы, которая поддерживает войну. В постах администраторы указывают, что они «патриоты свой страны» и желают ей победы. Но параллельно с этим выступают за плюрализм мнений и предупреждают о бане, если кто-то начнет травить других участников «за их политическую позицию».
«Каждый вправе определиться самостоятельно. Однако мы поддержим того, кто вернет нам наших мужчин», — сказано в одном из постов. В другом — администраторы указали, что канал «не навязывает политический выбор относительно власти или отношения к вооруженному конфликту на Украине».
Координатор из Воронежа Яна отметила, что женщины в каждом официальном обращении пишут: они «не против СВО и поддерживают президента в этом решении».
— В посте, о котором вы говорите, речь в целом о людях, что каждый имеет право не соглашаться с нами и иметь свой взгляд на политику государства. Мы не навязываем свою позицию и просим не конфликтовать на политические темы. Мы объединились для того, чтобы добиться возвращения мобилизованных в 2022 году, а не вести политические дискуссии, — пояснила она.