После начала войны Израиля и ХАМАС в России прошло больше 20 акций в поддержку Палестины. Преимущественно — на Северном Кавказе. В Черкесске участники митинга потребовали выселить евреев из Карачаево-Черкессии, в Нальчике неизвестные подожгли здание еврейского культурного центра. Но самые сильные протесты были в Дагестане — они вылились в массовые беспорядки вечером 29 октября на территории махачкалинского аэропорта. Люди окружили самолет, прибывший из Израиля. Полторы тысячи человек выкрикивали антисемитские лозунги и кидали камни в силовиков.
«7х7» поговорил с несколькими экспертами о том, почему именно Дагестан стал кульминацией антиизраильских протестов и ждать ли усиления антисемитизма по всей стране.
15 октября — три россиянина, среди которых были уроженец дагестанского Буйнакска и двое мужчин с азербайджанскими корнями, сожгли флаг Израиля в Новой Москве.
17 октября — первая коллективная молитва во всех мечетях Чечни в поддержку Палестины. С 18 октября стали ежедневными.
17 октября — митинг в Махачкале, Дагестан.
19 октября — одиночный пикет в Назрани, Ингушетия.
19 октября — флаг Палестины вывесили рядом с мечетью в дагестанском селе Капир.
20 октября — издание Еврейской автономной области опубликовало обложку в поддержку Палестины.
20 октября — автопробег в поддержку Палестины в селах Карабудахкент и Доргели в Дагестане.
20 октября — конный пробег в селах Доргели, Параул и Гели в Дагестане.
20 октября — митинг в Хасавюрте, Дагестан.
20 октября — флешмоб с дагестанскими детьми, жгущими флаги Израиля.
22 октября — сход людей к стихийному мемориалу в Москве.
22 октября — одиночный пикет и сход в Москве.
23 октября — одиночный пикет в Махачкале.
23 октября — флаги Палестины вывесили на въезде в Зеленчукский район и город Усть-Джегутанаселенные в Карачаево-Черкессии.
25 октября — челябинское движение «Союз маоистов Урала» (маоисты выступают за коммунизм и социализм) подало заявку на митинг солидарности с палестинцами. Мэрия его не согласовала.
28 октября — митинг в Черкесске, Карачаево-Черкесская Республика.
28 октября — одиночный пикет в Махачкале.
29 октября — рейд против евреев в Хасавюрте, Дагестан.
29 октября — поджог Еврейского общинного центра в Нальчике, Кабардино-Балкарская Республика.
29 октября — пикеты в Махачкале.
29 октября — захват аэропорта и антиизраильские беспорядки в Махачкале.
30 октября — В Ингушетии ФСБ задержала нескольких жителей - по версии силовиков, они планировали устроить беспорядки в аэропорту Магас из-за якобы прибывающего самолета из Израиля. Власти Ингушетии усилили меры безопасности в аэропорту Магаса.
Причина: эмоциональное напряжение
К беспорядкам в аэропорту Махачкалы привели несколько факторов, считают собеседники “7х7”. В первую очередь, это эмоциональное напряжение дагестанцев, которые не могли без согласования властей выразить свою солидарность с палестинцами. Сразу после начала войны между Израилем и ХАМАС дагестанская полиция сорвала митинг в поддержку Палестины на площади у правительства республики, в Хасавюрте силовики разогнали митинг солидарности.
Али Чаринский — уроженец Дагестана, политический беженец, занимавшийся в России правозащитной деятельностью, — говорит, что для дагестанцев характерно выражать свой протест. В республике не раз проходили акции против строительства мусорного полигона рядом с крупнейшим песчаным барханом Европы, против проблем в сфере ЖКХ, против принудительной мобилизации. По подсчетам “7х7”, с сентября 2022 года дагестанцы протестовали не менее 25 раз. Чаринский считает, что акции в поддержку Палестины и не могли не случиться:
- Дагестанцы многие годы собирали гумпомощь и деньги жителям Палестины. Мы их единоверцы. Когда люди читают, сколько было убито детей, это вызывает сумасшедшую реакцию. Страсти накаляются, а людям высказаться никто не дает. А триггером [для штурма аэропорта Махачкалы] стал фейк о том, что евреи якобы бегут от ситуации в Израиле на Кавказ и им предлагают начать жить здесь. Люди и так уже кипели и были на грани.
Фейк, о котором сказал Али Чаринский, - запись, распространявшаяся скриншотом якобы из группы “Русский дом в Израиле” в Фейсбуке* (Русский дом — представительство Россотрудничества, агентства, созданного в 90-х годах для усиления российского влияния за рубежом; “7х7” не удалось найти ссылку, доказывающую, что пост действительно был опубликован в группе). В тексте говорилось о переезде в Дагестан с приглашением на встречу с властями республики. Позже Минобрнауки Дагестана опубликовало изображение с пометкой «фейк».
Житель Махачкалы, пожелавший остаться анонимным, тоже упомянул эту запись в разговоре с “7х7”:
- В республике есть сильная озлобленность на разные социальные проблемы — бедность, "СВО", преследования на религиозной почве, гибель палестинцев в Газе. И все это подкрепилось провокацией, постом о переселенцах, и вылилось в ненависть ко всем евреям и такому необдуманному действию [с беспорядками в аэропорту].
Социолог Расул Абдулхаликов считает, что протест дагестанцев - результат самоустранения главы республики Сергея Меликова от волнующей людей повестки. По словам эксперта, Меликов не понимает особенностей населения и его потребностей, лишил людей публичных площадок для выражения мнений - Общественной палаты, Совета по правам человека, общественных советов при ведомствах.
Правозащитница из Дагестана Марьям Алиева в эфире «7х7» напомнила, что 29 октября в Хасавюрте люди ворвались в отель, чтобы выселить оттуда граждан Израиля. По ее мнению, министерство нацполитики должно было еще тогда объяснить, что евреи не собираются переезжать в Дагестан, нападать на него и устраивать вторую Палестину:
— Мы входим в Российскую Федерацию все-таки. Тем более не нужно устраивать вот эти погромы. [А нужно] объяснять, что у нас живут горские евреи — это коренная национальность, живут много веков. Никто никакую работу не проводил. Как можно было это допустить? — удивилась Алиева.
Расул Абдулхаликов подчеркнул, что дагестанцы проводят разницу между антисемитизмом и антиизраильской позицией, вызванной солидарностью с Палестиной. Поэтому в республике не было нападок на городские синагоги. То же самое отметили и другие собеседники “7х7”.
Спусковой крючок: телеграм-канал “Утро Дагестан”
Правозащитница из Ингушетии (она попросила не называть ее имя) сказала, что в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии, где тоже были пропалестинские и антиизраильские выступления, не удалось бы организовать масштабные протесты. В Дагестане много мусульман, соблюдающих религиозные постулаты. Они живут в джамаатах - группах для изучения ислама, взаимопомощи и общения. Их легче “поджечь” - то есть подтолкнуть к действиям.
- У КЧР и КБР нет мобилизационного потенциала и института в виде телеграм-канала "Утро Дагестан", - добавила правозащитница.
“Утро Дагестан” - телеграм-канал, в котором 27 и 28 октября появились первые сообщения, что в Дагестан якобы приедут беженцы из Израиля. Авторы призывали встретить их “по-взрослому” - за этим и последовали беспорядки.
“Медуза” выяснила, что “Утро Дагестан” мог администрировать Абакар Абакаров - бывший сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, организатор салафитского медресе (мусульманского учебного заведения) в Стамбуле. Ранее (предположительно, до ноября 2022 года) канал принадлежал политику Илье Пономареву - бывшему депутату Госдумы, который уехал из России задолго до войны. Хотя Пономарев и в 2023 году делал заявления, намекающие на его непосредственную связь с ресурсом.
Создатель Телеграма Павел Дуров 30 октября заблокировал “Утро Дагестан” из-за призывов к насилию.
Власти по традиции нашли виновников за рубежом - хотя искать надо было в Кремле
После беспорядков в аэропорту Махачкалы президент Владимир Путин собрал совещание. На нем он пообещал усилить сопротивление “вмешательству в дела России извне”. Под этим “извне” Путин подразумевает США.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков тоже указал на некое “вмешательство извне”. Как и глава Дагестана Сергей Меликов, обвинивший телеграм-канал “Утро Дагестан” - он, по его версии, администрировался из Украины.
- Украинские спецслужбы и американцы повлияли на [антиизраильские] протесты не больше, чем ретроградный Меркурий. Сваливать на внешних врагов поведение молодежи — любимая байка стариков из правительства, — говорит социолог Расул Абдулхаликов.
Правозащитница из Ингушетии говорит, что Путин сам поддерживает Палестину, а мусульманские муфтияты (территориальные религиозные сообщества) не запрещали выходить на митинги, но уговаривали не делать этого. На первых видео из аэропорта Махачкалы полицейские спокойно общались с собравшимися людьми, ОМОН стоял в стороне. Ситуация вышла из-под контроля, когда люди зашли на территорию аэропорта.
Али Чаринский заметил, что российская пропаганда после начала войны Израиля с ХАМАС стала отводить внимание от войны РФ в Украине.
- Путин повторяет лозунги пятидесятилетней давности о том, что Палестине нужно вернуть ее территорию, выглядит таким хорошим миротворцем на фоне того, что творит сам, приближает к себе исламский мир, потому что западный от него отвернулся полностью. Но он преследует свои цели, и дагестанцы это видят. Люди чувствуют, что конфликт с Палестиной — вольная тема, что здесь протест разрешен, в отличие от конфликта в Сирии, где Россия стала участником геноцида, и эту тему фактически запрещено поднимать. И в отличие от причастности России к убийствам в Чечне, о чем тоже запрещено говорить. Но власти оказались не готовы к такому проявлению недовольства, - говорит Чаринский.
Варианты будущего: работа над ошибками или усиление ксенофобии
Говорит ли ситуация на Северном Кавказе о том, что России нужно ждать роста антисемитских настроений?
По словам правозащитницы из Ингушетии, она видит провокационные картинки в ингушских и чеченских чатах. Но экспертка уверена, что люди не поддадутся на манипуляции.
Социолог Расул Абдулхаликов подчеркнул, что рассматривать произошедшее на Кавказе как проявление антисемитизма без связи с локальным контекстом нельзя. Как нельзя и предсказывать по Дагестану поведение других субъектов.
Анонимный житель Махачкалы уверен, что «ненависти будет больше ко всем и от всех» - и что дело не только в отношении к евреям, но в во всеобщем росте ксенофобии.
Али Чаринский, напротив, убежден, что антиизраильские настроения пойдут на спад, потому что люди «поймут, что сделали ошибку, и проведут работу над ней».
Социальный антрополог Александра Архипова объяснила, что предсказать события будущего невозможно. Главное, что нужно сделать — разделять антисемитизм и антисионизм. Антисемитизм — неприязнь к евреям по этническому признаку. Антисионизм — неприятие государства Израиль, евреев как представителей этого государства и их попыток вернуться на палестинские земли.
- Я бывала в экспедициях на Северном Кавказе, антисемитизм там присутствовал, но как и во многих других местах. А антисионизм сейчас возрастает в связи с глобальными тенденциями. Люди легко объединяются через мессенджеры, - сказала Архипова.
По ее наблюдениям, в Дагестане, а также Северной Осетии, в последние годы распространение в интернете какого-то мнения легко перерастает в коллективные действия. Это может быть как митинг против локдауна во время пандемии коронавируса (его устраивал во Владикавказе оперный певец Вадим Чельдиев - и получил за это 10 лет колонии строгого режима), так и попытки уничтожить вышку 5G из-за веры во вред излучения (так было в 2020 году в осетинском селении Ногир). Дагестанцы же быстро превращают слухи в массовые акции - это их попытка что-то поменять.
- Пока я не вижу, что эта тенденция заканчивается. Удастся ли местным властям изменить ситуацию - неясно. Что касается отдельных выступлений, они могут быть везде, но быстрый переход от слов к действиям более характерен для Дагестана, - сказала Архипова.
По итогу протестов в махачкалинском аэропорту суд арестовал 15 человек. На них составили протоколы по статьям о мелком хулиганстве и участии в несанкционированном митинге. Еще двое человек получили по 60 часов обязательных работ. Кроме этого, дагестанский СК возбудил уголовное дело по статье о массовых беспорядках. С обыском по этому делу силовики пришли к журналисту "Нового дела" Идрису Юсупову, которого не было в аэропорту Махачкалы. Его допросили как свидетеля.
Некоторые северокавказские медиа и чиновники после событий 29 октября стали публиковать посты с призывами жить в мире, сохранять “спокойствие, гражданское единство и стабильность”.
На 3 ноября жители Махачкалы планировали митинг против геноцида Палестинцев, против “украинского неонацизма на Донбассе” и в поддержку Владимира Путина. Мэрия города отказалась согласовать заявку, сообщил телеграм-канал “Спросите у Расула”. Городские власти сослались на то, что этот вопрос должны решать не они, а дагестанский Минюст.