Современная российская музыка существует за пределами Москвы и пары других крупных городов. В регионах есть свои сцены - самобытные и разнообразные. Специально для “7х7” музыкальный критик и создатель проекта “Войс” Николай Овчинников рассказывает, какую музыку не из столиц стоит добавить в свой плейлист. В первом выпуске речь шла про Татарстан, а теперь на очереди Карелия.
Карельское возрождение
Карельская музыкальная сцена не относится к числу известных. Республика долго оставалась в тени Петербурга с его развитой индустрией и других городов на севере - вроде Архангельска. Но это не значит, что в последние 20 лет там ничего не происходило.
Самым интересным представителем карельского музыкально-национального возрождения можно считать уроженца Беломорска Александра Медведева. Он работал под псевдонимом Santtu Karhu. В 1989 году Медведев создал проект Santtu Karhu & Talvisovat («Сантту Карху и Зимние одежды»): активно использовал народную музыку и карело-финский смычковый инструмент йоухикко (карельская национальная музыка вообще тесно связана с финской - сказывается долгое сосуществование культур и близость языков). Считается, что именно творчество Александра Медведева стало важным толчком к развитию новой локальной музыкальной культуры.
Второй важный герой карельского музыкального ренессанса — Александр Быкадоров. Он участвовал в проекте Медведева, а в 1992 году создал свою группу Myllärit («Мельники»). И если Медведев совмещал рок и народные мелодии, то у Быкадорова всегда превалировала фолк-составляющая. Послушайте «Lähtin Minä Mäele», где развеселая мелодия и покатистый ритм превращают песню в макабрическую средневековую дискотеку. К сожалению, Александр Быкадоров умер в 2010 году.
Наконец, третий герой фолк-возрождения — Арто Ринне, финн карельского происхождения. Он играет на аккордеоне, губной гармошке и акустической гитаре мелодии карельских и финских лесов - проникновенные и разбитные одновременно. Ринне участвовал в проектах Santtu Karhu & Talvisovat и Myllärit. А в 2003 году создал группу Sattuma - чистый фолк. Вместе с Sattuma Ринне выступает в родном Петрозаводске и за рубежом.
Параллельно фолк-возрождению в Карелии появлялись исполнители других жанров: рокеры «Прикладное Искусство», поп-рокеры Revolver, которые потом придумали группу «Громыка». Панк-движение в принципе было активным в Петрозаводске в 1990–2000-е годы. Отметить можно группу «Диктатор Дубов», играющую музыку не на пределе возможностей, а где-то уже за ним (лидер Антон Хомиченко умер в 2022 году). За ними следует электронный дуэт Love Cult. А ILMU играет почти трип-хоп на карельском с использованием народных инструментов.
Пять групп из Карелии, которые стоит послушать
Veri
Бодрейшая танцевальная фолкотроника. Народные и не только песни, тонкий голос, гудящий бас, электронная бочка, а звуки народных инструментов сливаются в гул, будто ветер летает среди сосен.
Одни из самых интересных музыкантов не только Карелии, а вообще России. Обязательно послушайте последний сингл «Pääsköilintu».
«Волшебный Автобус в Никуда»
Мрачный пост-панк и пост-хардкор из Южной Карелии - области, принадлежащей Финляндии. Музыка от имени людей, которые давно ни на что не надеются и ничего не ждут.
После начала войны в Украине в соцсетях группы появились строчки Чарльза Буковски: «Так много предательства, ненависти, насилия, нелепости в обычном человеческом существе, чтобы снабдить любую армию в любой день». Музыканты обещали выпустить новый альбом осенью 2022 года, но он так и не вышел. Поэтому слушаем один из последних синглов - «Супергерои».
«Радиозавод»
Полная противоположность «Волшебному Автобусу в Никуда». «Радиозавод» вроде бы тоже играет эмоциональный пост-панк с прямой бочкой и ретро-шумами. Однако их песни не про отчаяние, а про то хорошее, что остается в жизни, когда мир схлопывается.
«Радуга цвела, плыли облака, и победило лето», — все, картинка сложилась, стало легче. Потому что радуга и лето обязательно победят. Для примера послушайте их последний сингл «Шесть сонных ворон», восторженное ностальгическое путешествие в прошлую любовь.
«Бюро»
Дуэт играет интеллигентный поп, в котором мелькают то пост-дабстеп, как у Джеймса Блейка, то слезливая акустика Bon Iver, то скандинавский поп с его грандиозными клавишными ландшафтами - как будто мелодия звучит среди фьордов. Как итог — очень вдумчивая минорная музыка, в котором при этом много тепла.
Включите оптимистичный сингл «Реки Зацветут» или трек «Ребята Работают Роботами» - пронзительную отповедь всеобщей автоматизации.
Fjara
Мощный, слегка пафосный, но при этом очень комфортный и конформный нео-фолк, который пытается угодить каждому — и, что удивительно, у него это получается.
Уроженец Петрозаводска Никита Кислов переехал в Петербург, где взялся за сложное дело: превращать в звук впечатления от карельских лесов и озер, переводить их на язык акустической гитары и звонких синтезаторных трелей. Обычно такая музыка выходит пластиковой, а тут костюмчик матери-природы сел как влитой. Все дрожит, звенит, светится - и хочется следить за этим бесконечно, как за костром на онежском берегу. Скоро Fjara начнет выступать. А пока можно послушать последний альбом проекта «Kuušiveneh».