С объявления частичной мобилизации в России прошел ровно год. Протесты против нее проходили в более чем 30 городах, а задержали на них более 2 тыс. человек.

Кого задерживали больше — мужчин или женщин — и сколько задержаний было в каждом из регионов, смотрите в статистике «ОВД-Инфо».

«7х7» дополняет эти цифры реальными историями протестовавших активистов из регионов — лидеров по задержаниям после Москвы и Санкт-Петербурга.

«Перцовку в глаза я не хотел еще больше». Республика Дагестан

Абакар Наварриев (имя изменено) называет себя дизайнером и разнорабочим из Дагестана. В день объявления частичной мобилизации Абакар направился к центральной площади Махачкалы из интереса — посмотреть, выйдут ли жители на протест. Увидев почти пустую площадь, Абакар вернулся домой.

Через несколько дней, 25 сентября, на улицы все же начали выходить недовольные объявленной мобилизацией горожане. Абакар не знал места сбора протестующих, просто гулял и ориентировался на слух. После звуков выстрелов, доносящихся со стороны Русского театра (расположен на главной улице столицы — проспекте им. Расула Гамзатова), Наварриев направился туда и увидел, как молодых людей скручивают и заталкивают в автозак. Он присоединился к тем, кто пытался «оттянуть» задержанных. После неудачной попытки и мысли о том, что следующим задержанным станет он, Абакар отбежал ближе к зданию театра.

По его словам, силовики в гражданском подходили к протестующим и требовали удалить видео с протеста. Одной из женщин сотрудник угрожал изнасилованием в служебной машине. Мужчин же запугивали словами о повестках в военкомат и отправкой на войну.

Дизайнер отошел от эпицентра митинга подальше, но мимо пробежала девушка, а за ней — силовики. Догнав девушку, они, по словам Абакара, начали ее бить, пока к ней на помощь не пришли протестующие. К ним присоединился и Наварриев. Отогнать полицейских не вышло: один из них достал пистолет и несколько раз выстрелил в воздух. Абакар отступил, его сразу же задержали и посадили в “бобик”. По его словам, силовиков интересовал его телефон. После неудачных попыток отобрать его, сотрудники начали бить его электрошокером. Абакар отказывался отдавать гаджет, и силовик вытащил из кармана перцовый баллончик. Уставший от пытки электрошокером дизайнер, увидев перцовку, решил больше не сопротивляться.

— Перцовку в глаза я не хотел еще больше, — говорит Абакар. 

Абакара отвезли в РОВД по Ленинскому району, где во внутреннем дворике стояли около 100 задержанных. Сотрудники отдела записывали их данные и фотографировали.

По словам дизайнера, протестовали люди разных обществ, субкультур, возрастов и полов. Во дворе РОВД число задержанных парней превышало количество девушек, хотя на митинге мужчина больше заметил взрослых женщин, кричащих антивоенные лозунги.

В отделении у Абакара сняли отпечатки, а затем отправили на допрос — от одного сотрудника к другому. Но атмосфера в отделе показалась Абакару достаточно неформальной:

- Кто-то интересовался, зачем мы вышли, кто-то говорил, что понимает, почему, но «лучше бы сидели дома», - рассказал дизайнер в разговоре с «7х7».

Неформальная атмосфера превратилась в напряженную, когда в отдел пришел начальник. Абакар вспоминает, что сотрудник начал кричать, заставил задержанных встать и давать показания стоя. Одного из парней начальник отдела приказал отвести в другой кабинет и избить.

- Били его или нет, я не знаю, но я его в этот день больше не видел, - уточняет Абакар.

Наварриева выпустили из отдела ночью, а на следующий день ему позвонили силовики и позвали в суд. Вместо этого Абакар направился на площадь, но в протесте не участвовал. По его наблюдениям, обращались с протестующими жестче, а, по слухам, к махачкалинской полиции пришло подкрепление из Чечни.

Требования силовиков явиться в суд Абакар игнорировал неделю, но на слушание все-таки пришлось прийти. Вместо мелкого хулиганства ему вменили статью 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Судья назначил Абакару арест на пять суток.

 «Никогда не знаешь, что ожидать от системы». Свердловская область

 Дарья из Екатеринбурга работает в IT-компании. Первое воспоминание о 21 сентября – истерика, которая накрыла ее и ее коллег на работе после прочтения новостей.

- У меня не было внутри вопроса, пойду я на митинг или нет. Я просто пошла, потому что это ощущалось как что-то естественное и единственно верное, - говорит Дарья.

Она отправилась на площадь с плакатом «А можно не надо?», но так и не успела его развернуть. Спустя пару минут на площади ее схватили силовики и повели в автобус. Никто не представился и не назвал причину задержания. В автобусе, рассказала Дарья, ее уже ждал сотрудник центра «Э», который сначала пытался втереться в доверие, а потом перешел к угрозам ее семье и родным. В этом автобусе девушка провела около 40 минут, пока он не заполнился – на момент выезда в отдел в нем находилось около 40 человек.

В отделении к Дарье не подпускали адвоката, заставляли подписывать документы без его присутствия, называя ее и других задержанных «глупыми и тупыми». Их оставили в отделении на ночь, протестующие спали на стульях в учебном классе. Однако позже выяснилось, что силовики в документах этого не указали.

На следующий день их отвезли в суд, где назначили арест от 10 до 15 суток. Дарье досталось больше всего – по мнению судьи, она слишком сильно улыбалась на видео с задержанием и «очень хотела» попасть под суд. Ей назначили арест на 15 суток по статье 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел).

Ее и четырех девушек отправили в ИВС (изолятор временного содержания, где обычно отбывают арест по уголовным делам), потому что спецприемники были переполнены. Условия там всегда хуже, а свет включен круглосуточно. Девушкам подавали холодную еду, а вентиляция и отопление почти не работали. Начальник ИВС, посчитала Дарья, разрешал и запрещал что-то делать по своему настроению. Если он был в хорошем расположении духа, то девушкам давали добро на законно положенные свидания, если в плохом – никаких посещений. Дарья утверждает, что сотрудники ИВС также часто шли им на уступки:

- Разрешали передавать то, что обычно не разрешается, разрешали хранить в камерах в разы больше продуктов, чем положено.

В изоляторе они пробыли четыре дня. 26 сентября их перевели на освободившиеся в спецприемнике места.

- Ни в ИВС, ни в спецприемнике не было страшно. Было, наоборот, спокойно, потому что мы не получали новостей снаружи и не знали какая паника там происходит. Было страшно только от момента задержания до вынесения приговора, - говорит Дарья «7х7».

 
 
 
Рисунок ИВС, где находилась Дарья
Рисунок спецприемника, где находилась Дарья

После выхода из-под ареста она начала получать сообщения от неизвестных пользователей в соцсети ВКонтакте. Они предлагали ей уехать из страны, если ей что-то не нравится. Один из сотрудников спецприемника даже решил добавить ее в друзья. Дарье пришлось удалить место работы из раздела информации «О себе» в соцсетях, чтобы ее было сложнее найти людям, от которых она не хотела бы получать сообщения и угрозы. Она признается, что пугающие и до ареста силовики теперь вызывают у нее ужас.

- Ты никогда не знаешь, что ожидать от системы. Она никогда не говорит тебе правду и очень сильно пугает, - рассказывает Дарья.

Тем не менее прекращать заниматься активизмом она не планирует и сейчас поддерживает независимые СМИ. 

«Как в фильмах про настоящих преступников». Новосибирская область

Семен Зюзин во время объявления частичной мобилизации жил в Новосибирске и занимался веб-дизайном. 24 сентября он решил выйти на главную площадь города, чтобы просто погулять. На «гуляния», по его наблюдениям, вышло около 100 человек.

- В такие моменты пропадает ощущение реальности. Хотелось его вернуть и просто пообщаться с людьми со схожим мнением, - поясняет Семен.

Часть собравшихся к этому времени протестующих решили начать водить хоровод. По словам Семена, полиции это не понравилось, поэтому они решили устроить свой хоровод и заключили активистов в кольцо. Постепенно сужая его, силовики выхватывали протестующих, чтобы отвести в автозак. В кольцо попали не только те, кто водил хороводы, но и люди, случайно оказавшиеся в оцеплении, в их числе — Семен. Его повалили лицом на пол и надели на него наручники.

- Нас отвезли в участок. Мы заполняли бумаги и фотографировались с табличками с номерами, как в фильмах про настоящих преступников, - рассказывает веб-дизайнер «7х7».

К этому времени устали не только протестовавшие, но и сами сотрудники полиции. Семену помогла команда «ОВД-Инфо», его отпустили из участка без предъявления обвинений. Как выяснилось, преступлением силовики посчитали именно ведение хоровода. По мнению силовиков, он якобы мешал проходу в Театр оперы и балета.

После всех событий Семен уехал из страны и занялся маркетингом и клиентским сервисом.