Через месяц в России состоятся выборы: россияне проголосуют за 21 губернатора и депутатов в 16 региональных парламентов. Если до войны партии и кандидаты давали конкретные обещания избирателям, поднимали социальные проблемы и даже пытались противопоставлять себя действующей власти, то сейчас агитация выглядит скудно и безыдейно. Даже тема войны практически не используется основными кандидатами. На что указывает подобный кризис идей и почему война в Украине так и не стала ведущей темой предвыборной агитации — в обзоре «7х7».
Война и выборы: почему тема маргинальна
Еще год назад тема войны в предвыборной агитации считалась редкостью: член совета движения за права избирателей «Голос» Виталий Аверин рассказывал «7х7», что политтехнологи не были уверены в том, что российское общество массово и активно поддерживает военные действия. Иначе кандидаты уже тогда бы использовали тему войны в своей агитации.
В нынешней предвыборной кампании число билбордов с военной тематикой, на первый взгляд, стало больше. Даже мэр Москвы Сергей Собянин, который ранее старался не связывать себя с войной, выпустил агитацию с поддержкой военных действий в Украине. На это обратила внимание SOTA. Журналисты заметили, что в его листовках часть разворота занимает фотография в военной форме в блиндаже. Изображение Собянина с солдатом сопровождает текст, что «нужно обеспечить поддержку военных, которые с оружием в руках защищают нашу Родину».
Кандидат от КПРФ в губернаторы Новосибирской области Роман Яковлев заявил избирателям через агитационный билборд, что хочет создать в регионе центр оборонной промышленности. В интервью местным СМИ Яковлев отметил, что в текущей ситуации армии нужны снаряды, оружие и высокотехнологическое оборудование.
В Ульяновске коммунисты повесили предвыборные баннеры с участниками войны: на улицах города появились билборды с лицами военных, фермеров, спортсменов, рабочих, учителей и медиков.
Максимально патриотический баннер сделал кандидат в губернаторы Омской области от партии «Коммунисты России» Владимир Казанин. На своей агитации он написал: «ZA СВО — Голосуй ZA СВОего губернатора».
Впрочем, политолог Александр Кынев в разговоре с «7х7» назвал Казанина «маргинальным кандидатом». По словам эксперта, нужно оценивать то, о чем говорят в предвыборной рекламе кандидаты и партии, имеющие реальные шансы на успех.
Кроме того, эксперт заметил, что тема войны в агитации не носит массовый характер. Политики стараются подчеркнуть не столько важность самих военных действий, сколько необходимость социальной поддержки участников войны и их семей, замечает Кынев.
Например, кандидат в гордуму Екатеринбурга от ЛДПР Дмитрий Николаев напечатал бюллетень. Она содержит целый перечень того, как депутаты и члены партии помогли облегчить быт и службу участников «спецоперации»: закупили военные приборы, медикаменты, передали посылки и письма в горячие точки, создали мастерскую по изготовлению маскировочных сетей и нашлемников, оказали родным солдат юридическую помощь и так далее.
По наблюдению «7x7», многие кандидаты и партии, как и прежде, делают акцент на развитие регионов, избегая темы войны. Например, так поступает орловский губернатор-коммунист Андрей Клычков. При этом он один из самых «воинствующих» глав регионов, который регулярно отправляет гуманитарку и ездит к военным. В прошлом году он даже потратил 100 млн руб., предназначенные для ремонта домов, на нужды армии.
Политолог Владимир Слатинов в разговоре с журналистами издания «Абирег» объяснил это тем, что «Клычков хочет показать себя как эффективного управленца», а не сторонника войны с Украиной.
От образа «героя-ветерана СВО» постепенно отказывается и депутат Госдумы Сергей Сокол, который является кандидатом в главы Хакасии от «Единой России». Авторы телеграм-канала «Выборы, выборы, выборы» отметили, что ставка на героизм и преданность родине не заходит избирателям. Поэтому Сокол вернулся к традиционной идее поиска ресурсов на процветание депрессивного региона.
Обещает развитие и выход из депрессивного состояния губернатор Алтайского края Виктор Томенко. В агитационных буклетах он пишет, что сейчас «непростое время, но, несмотря на все сложности, Алтай находится на подъеме».
— Раскрутки темы СВО не было и на первый год выборов после начала военных действий, и сейчас тоже. Эта тема абсолютно неактуальна на низовом уровне. Людей волнуют социальные проблемы: рост цен, низкие доходы, безработица, нехватка лекарств и так далее. Список по регионам меняется, но он всегда носит ярко выраженный социальный характер, — подытожил политолог Александр Кынев.
Агитация партии: о чем говорят кандидаты
Исследование предвыборной агитации основных политических партий говорит о кризисе идей. Реклама «Справедливой России» максимально эфемерна. Смоленские эсеры на баннерах вместо лозунгов размещали цитаты из классиков, в Якутии члены партии разместили плакат с подписью: «Против предателей и подлецов», а в Архангельске баннеры кандидатов в региональный парламент от СР практически не отличаются друг от друга — на них размещена надпись: «За справедливых — и точка!». Этот лозунг стал общим посылом в предвыборной агитации партии во всех регионах.
— Агитация должна быть ориентирована на какую-то целевую группу. А предвыборная кампания эсеров совершенно бессмысленна,— отметил Александр Кынев.
Никакого креатива в агитационных материалах нет и у КПРФ, отметил Кынев. Хотя в отдельных случаях коммунисты, которые всегда старались противопоставлять себя правящей партии, пытаются использовать агрессивную риторику. Например, в Северодвинске Архангельской области КПРФ напечатала плакаты со старым лозунгом, который использовали еще в 2021 году: «Надоели господа? Выбирай товарищей!»
— Партия находится в очень двусмысленном положении после начала СВО. Никакой ярой критики она себе в этой ситуации позволять не может. Да, есть регионы, где на низовом уровне депутаты-коммунисты делают полезные дела (борются против закрытия больниц, конкретных предприятий или сокращения там сотрудников). Но это низовые, мелкие и частные вещи. В глобальном плане никаких ярких идей у партии сейчас не видно, — добавил Александр Кынев.
Политолог отметил, что на фоне эсеров и коммунистов в регионах выделяется активная агитация ЛДПР, хотя они и обращаются к темам третьего-четвертого ряда: использование материнского капитала для инвестиций, введение госномеров для электросамокатов и так далее.
Смелая агитация присутствует у «Новых людей», хотя эта парламентская партия и отказалась от активного участия в этих губернаторских выборах: ее кандидаты выдвинуты всего в шести регионах (менее 30%). Старается «креативить» региональное отделение фракции в Екатеринбурге, где в сентябре пройдут выборы в гордуму. Например, запоминается агитация с лозунгом: «Думаешь, они что-то изменят? Нет... Тогда мы идем в гордуму!». Предвыборные обещания другого кандидата от «Новых людей» и вовсе сделали в «мультяшном» стиле в виде карты: он обещает внедрить эффективную систему раздельного сбора отходов в районе, благоустроить местную набережную и так далее. Как отметил Александр Кынев, «Новые люди» в этой ситуации практически затмевают эсеров, и при этом члены партии не уходят в совсем мелочные темы, как ЛДПР.
Пытается участвовать в выборах и партия «Яблоко», которая в прошлом году резко осудила действия частных лиц в Украине. Основные кампании яблочников сосредоточены в Екатеринбурге и Великом Новгороде, где проходят выборы в гордумы.
В обоих городах партия пытается продвинуть антивоенную повестку. В Великом Новгороде яблочники подготовили газету со слоганом «Я за мир», которую отказались печатать две петербургские типографии. Представителям партии пришлось везти номера в Москву, где все же удалось напечатать газету со статьями о цензуре и репрессиях на первой странице. В Екатеринбурге партия идет на выборы с лозунгом «ЗА МИР И СВОБОДУ!». Несмотря на попытку продвинуть гуманистические идеи, агитация «Яблока» едва ли заметна.
Эксперт уверен, что кризис идей у партий в предвыборной кампании этого года во многом связан с самоцензурой и боязнью выйти «за флажки». Но, по мнению Кынева, делать выводы пока рано, так как основная агитация кандидатов начнется примерно во второй половине августа. Сейчас — предварительная фаза предвыборной кампании.
Что происходит с «Единой Россией»
«Единая Россия» в политической наружной рекламе тоже делает упор на развитие регионов и социальный блок — в приоритете решение локальных проблем. Например, кандидат в депутаты заксобрания Ульяновской области Шамиль Шайдуллин в предвыборной агитации говорит, что в регионе важно развивать села. Такую же стратегию выбрал и его «коллега» Вячеслав Ковель, который также избирается от правящей партии: «Сделано депутатом — поддержано селом». Во Владимирской области кандидаты от ЕР идут в заксобрание под лозунгом «Команда развития области».
Как отметили журналисты «Вёрстки», есть регионы, где главы и кандидаты в депутаты от ЕР вообще отказались от активной агитации, положившись на админресурс. Например, в Воронежской области штаб идущего на второй срок губернатора Александра Гусева решил вообще не собирать отдельный медиабюджет, а кампания ведется только в государственных СМИ и «за счет пиара текущей деятельности».
Сопредседатель движения за права избирателей «Голос» Станислав Андрейчук обратил внимание, что в предыдущие годы часть административных кандидатов от ЕР шла на выборы в качестве самовыдвиженцев, скрывая свою связь с партией власти. По наблюдению эксперта в этом году партия приняла решение о необходимости выдвижения под брендом «Единой России», которому был «вынужден подчиниться даже такой тяжеловес, как Сергей Собянин».
Несмотря на это, в агитационных баннерах действующих губернаторов, которые идут на новый срок от «Единой России», нет символики партии. Александр Кынев отметил, что губернаторские кампании в России, начавшиеся в 2012 году, всегда были персоналистскими.
— В губернаторских кампаниях нет сильной апелляции к бренду. У каждой партии есть свои рейтинги. Но губернатор как руководитель региона всегда имеет более высокий рейтинг. Сужать агитацию брендом партии — значит сокращать потенциальные электоральные возможности, — отметил Кынев.
Когда на баннерах и в агитационных материалах действующих губернаторов изображена символика партии (как, например, у главы Тюменской области Александра Моора), это показывает отсутствие конкурентной борьбы в регионе, уверен эксперт.