После обстрелов приграничных российских регионов со стороны Украины россияне с пацифистской позицией могли испытать противоречивые чувства. С одной стороны, они по-прежнему хотят, чтобы война закончилась. С другой — осуждают ВСУ за атаки на российские населенные пункты и не хотят, чтобы военные действия разворачивались на территории их страны. Некоторые из-за этого могли изменить свое отношение к происходящему, другие — радикализировались. Клинический психолог Анна Заморникова рассказывает о том, как справиться с возникающими противоречиями и не делить мир на черное и белое.

Этот текст «7х7» подготовил вместе с психологом сервиса Alter в партнерстве со «Службой поддержки».

Как возникают противоречия

 

Психолог Анна Заморникова считает, что противоречия в жизни россиян наступили сразу после начала войны. Многие выступающие против нее желали, чтобы боевые действия закончились, например, из-за краха российской экономики после санкций. Это желание вступило в противоречие с представлениями о том, что родная страна и люди в ней не должны страдать.

— Сейчас ситуация похожая: хочется, чтобы война закончилась, но когда начинаются такие вещи [атаки ВСУ на приграничные регионы] — их невозможно отделить от себя. Мы граждане своей страны и не можем хотеть ей ужаса и мрака. Многие люди выступают радикально, говоря: «Ну а что вы хотели, так вам и надо». Понятно, откуда эти мысли берутся: это более простая стратегия, очень однозначная, при которой ясно, кто прав, а кто виноват, — объяснила Заморникова.

Противоречивые психологические установки возникали у каждого человека и до войны. Анна Заморникова иллюстрирует это примером из семейных отношений: когда родители любят ребенка, но периодически злятся на него, ребенок не может оценить эти два разных сигнала. Такие противоречия и приводят к радикализации, или черно-белому мышлению, как называют этот феномен психологи.

— Был такой великий психолог Жан Пиаже, он проводил с детьми эксперименты. Дети смотрели на фигуры, расставленные на столе, и называли их: мяч, пирамида и так далее. Когда этого же ребенка отводили на другую сторону стола, он уже не мог сказать, как эти фигуры выглядели с той стороны, откуда он только что на них смотрел, не мог вместить в себя эти противоречия. Черно-белое мышление свойственно детям, оно многое упрощает. Но в реальной жизни мы сталкиваемся с огромным количеством противоречий.

Одно из качеств эмоциональной зрелости — возможность удерживать в голове эти противоречия. Не только знать о них, но и уметь почувствовать, что, например, мать может не только любить ребенка, но и одновременно злиться на него.

Как проявляются противоречия и почему эмпатия помогает с ними справиться

 

По мнению Анны Заморниковой, любая радикализация — это попытка упростить реальность. Психолог объясняет такое поведение эволюцией человека: с древних времен для выживания человек должен был принимать быстрые и простые решения. За принятие этих решений отвечают зоны мозга, которые почти не изменились за тысячи лет.

— Древний человек ходил по джунглям и, чтобы выжить, должен был принимать простые решения. В экстремальных ситуациях мы все буквально тупеем: лобные доли, отвечающие за логику и мышление, ненадолго отключаются. И когда мы сталкиваемся со стрессом, то действуем именно этими древними зонами мозга. Такая радикальность — это упрощение. Мы ищем одного простого ответа, простой причины: «Это потому, что так им и надо». Эта радикальность может ощущаться внутри, транслироваться в виде идей, а может выливаться в действия, — объяснила Анна.

Реакции на противоречия могут быть самыми разными. Одна из распространенных — замирание. Когда человек, например, пытается абстрагироваться от потребления новостей. Анна Заморникова считает, что реакция на противоречия зависит не столько от конкретного события, сколько от личного эмоционального опыта.

Первое, что человек может сделать, чтобы помочь себе справиться с разнонаправленными установками, — это понять, что с ним происходит. Затем психолог рекомендует напомнить себе, что испытывать противоречия — это нормально.

— Никто нам не обещал, что мир не будет противоречивым. А человек вообще очень противоречивое создание. Поэтому нужно напомнить себе, что это — часть человеческой природы. Это не говорит о том, что мы какие-то плохие, безжалостные и жестокие люди.

Справиться с противоречиями и черно-белым мышлением помогает эмпатия и сочувствие. Анна Заморникова объясняет, что эти чувства могут быть направлены как на других людей, так и на себя.

— Человек себя обнаруживает в этом противоречии, ему там «как-то» — может быть, одиноко, плохо, растеряно. И лучший вопрос, который себе можно задать: «В чем я нуждаюсь сейчас?» Это бывает сложно, но себе можно подсказать: представить, что какой-то любимый близкий человек оказался в ситуации противоречия, — что бы мы ему сказали? Может быть, ему нужно, чтобы ему сказали, что и одна позиция, и другая — это нормально. Противоядие от черно-белого мышления — эмпатия и сочувствие.

Почему мы злимся и хотим отомстить

 

В экстремальной ситуации, такой как война, человек, меняя свое мнение о происходящем, может обнаружить, что поддался негативным эмоциям — злости, ярости или чувству мести. Анна Заморникова говорит, что за таким состоянием стоят другие чувства — вторичные. Они, объясняет экспертка, представляют собой своеобразный ответ мозга на изначальную эмоцию.

— Человек идет, он услышал шорох в траве и напрягся или испытал страх — это первичная эмоция. А вторичная эмоция — это как бы ответ на первую реакцию. И со злостью часто бывает, например, когда ситуация не очень серьезная, а злимся мы так, что готовы всех убить. Когда речь идет о таких вещах, нужно себя спросить: есть ли еще какое-то чувство под этим?

Злость или чувство мести удобны для человека: они понятны и их легко реализовать. Но Анна Заморникова уверяет, что на самом деле с ними трудно иметь дело.

— Человек мстит, когда внутри очень больно. Злость делает нас сильными, но если мы прислушаемся внутрь и обнаружим там одиночество, разочарование, печаль, то поймем, что это не те эмоции, которые помогают нам двигаться вперед. Злость мешает нам пройти к своей уязвимости. Чувство мести — это про когнитивную ошибку о справедливости мира. Реальность в том, что он несправедлив. Часто из-за этого мы не чувствуем удовлетворения от мести — наша боль все равно остается, и месть никак не поможет ее пережить, — рассказала психолог.

Нормально ли, если противоречий не возникает

 

Противоречий может и не возникать — если, например, человек сострадает или видит ошибки каждой из сторон. Прийти к этому состоянию, говорит психолог, — очень сложная работа, требующая большого количества внутренних ресурсов для проработки накопившихся переживаний.

— Я думаю, это и есть путь — не испытывать противоречий. Но для этого нужно проработать, условно, и чувство вины за то, что ты русский, а твоя страна ведет войну, и злость на украинскую сторону, которая не всегда говорит объективные вещи или делает что-то еще. Это просто более сложная задача. Но одновременно это очень благодарная работа, потому что опыт видения мира не однополярным, а объемным, многогранным и с большой палитрой — очень обогащающий. И не только в данной конкретной ситуации с войной. Это вообще важно. Опыт сочувствия, прощения, сострадания трансформирует человека.