Село Новая Таволжанка Белгородской области расположено в трех километрах от русско-украинской границы. Люди жили в тех местах с XVII века, а в начале 2023 года село опустело из-за постоянных обстрелов. С начала года в Новой Таволжанке погибло три человека.
Россияне узнали о Новой Таволжанке в начале июня, когда воюющие на стороне Украины объединения русских, предположительно, два дня могли контролировать эту территорию. «7х7» рассказывает, чем сельчане жили до вооруженного конфликта в Украине, почему уехали и когда надеются вернуться.
Новая Таволжанка в мирное время и первый год войны
Иван (имя изменено) покинул Новую Таволжанку осенью 2022 года, когда российская армия отступила из Харьковской области. До этого в селе было почти спокойно: местные жители слышали разрывы снарядов лишь вдалеке. В последний раз мужчина приезжал в свой сельский дом на Пасху.
— Мне запомнился этот день, потому что я даже пошутил, что это какое-то православное перемирие: было очень тихо — ни вылетов, ни прилетов. Мы ездили туда с девушкой и другом забирать летние вещи: тогда наивно полагали, что сможем вернуться раньше чем через полгода. Я не очень люблю лишний раз рисковать, поэтому мы зашли, все сделали быстро и уехали — мало ли что, — рассказал Иван.
В начале войны он решил, что не будет уезжать из Новой Таволжанки, пока туда не войдут российские военные: когда они рядом, есть риск попасть под обстрелы. В Таволжанке мужчине нравились природа и близость крупных городов — Белгорода и Шебекина. Но обстрел другого села неподалеку от Шебекина заставил Ивана изменить решение.
— Когда произошли «жесты доброй воли» [отступление из Харьковской области], присутствие военных [в Шебекинском горокруге] увеличилось. Помню, был сильный прилет по Вознесеновке. После него мы решили уехать в Белгород.
Другой собеседник «7х7» Александр рассказал, что на базы отдыха в село в последние годы приезжали люди из Москвы и других регионов России:
— Я родился там [в Новой Таволжанке], вырос и всю жизнь прожил, хорошо себя чувствовал. Это хорошее место. Что тут сказать: дом, милый дом.
Когда война пришла в Новую Таволжанку
О первом обстреле Новой Таволжанки губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил 29 ноября 2022 года. 16 декабря один из снарядов попал в подвал местной школы.
Александр считает причиной участившихся обстрелов отступление российских войск из Харькова.
— Я думаю, они [ВСУ] целились по инфраструктуре: по газораспределительной станции, по подстанции, но и по жилым домам тоже летело. Когда прилеты были слишком близко, я спускался в подвал. Близко — это 150–300 метров от дома, когда на соседнюю улицу прилетало. Но потом наши начинали отвечать, с той стороны все замолкало — и мы выходили, — вспоминает мужчина.
Весной 2023 года обстрелы Новой Таволжанки участились. 18 мая из-за обстрела была повреждена машина и загорелся лес. 21 мая осколками посекло два дома. 22 мая по Новой Таволжанке со стороны Украины прилетело восемь снарядов, которые повредили еще два дома. В тот же день в селе упал беспилотник, сбросивший взрывное устройство возле частных домов. 24 мая Гладков сообщил об еще одном упавшем над Новой Таволжанкой беспилотнике.
26 мая осколки ранили женщину. 28 мая осколки снарядов повредили четыре дома, а беспилотник врезался в автомобиль. Поле обстрела 29 мая Новая Таволжанка осталась без электричества. 30 мая по Новой Таволжанке прилетело 47 артиллерийских снарядов. Были повреждены 23 дома, 6 машин и электроподстанция.
Из-за усилившихся обстрелов Александр решил уехать из Новой Таволжанки в Белгород. Его семья покинула село 31 мая.
— Я решил уехать, потому что обстрелы стали сильнее, уже невозможно было [жить]. Боялся за родителей: мамка на огороде постоянно. Но уговорил их. Они не хотели уезжать. Кто ж захочет, из дома-то? Я мать уговаривал, она не хотела, и тогда я сказал, что тоже останусь. После этого она согласилась, — рассказал мужчина.
После его отъезда число ежедневных прилетов в Новую Таволжанку стало исчисляться сотнями. 4 июня по Новой Таволжанке прилетело 185 снарядов, на следующий день — 105. По сообщениям в СМИ, в начале июня в Таволжанку несколько раз заходили бойцы Русского добровольческого корпуса (РДК) — группировки русских, которые воюют на стороне Украины.
Новая Таволжанка сейчас
За опустевшим домом Ивана в Новой Таволжанке долгое время следили его соседи. Мужчина рассказал, что они пережидали обстрелы, а после них выходили и оценивали масштаб ущерба.
В мае 2023 года соседи Ивана тоже уехали из села. Теперь о состоянии своего жилья мужчина ничего не знает:
— Мы смотрим за селом по видосам диверсионных групп. Буквально узнаем улицы. Видим снимки. По ним не понять, что с нашим домом, но видно просто нашу Таволжанку и что где-то что-то горит.
Первые новости о присутствии диверсионных групп под Шебекином появились 1 июня. Тогда Минобороны РФ отчиталось, что российская армия ночью смогла отбить атаку «украинских террористов», убив 30 человек. 4 июня бойцы Русского добровольческого корпуса предложили губернатору Гладкову встретиться в Новой Таволжанке для разговора и обмена пленными. Гладков публично ответил РДК через три часа и предложил свои условия для переговоров. В своем видеообращении он предположил, что пленные, которых хотел обменять РДК, мертвы.
5 июня РДК заявил, что «полностью контролирует Новую Таволжанку», откуда выехали все жители, а у «местной власти давно нет никакого контроля над ситуацией». В тот же день Вячеслав Гладков рассказал, что в селе остается около сотни местных жителей, а власти не могут туда попасть из-за обстрелов.
Александр вернулся в Новую Таволжанку 2 июня, чтобы забрать собаку. По его словам, на дороге в село стояли блокпосты российских военных, но мужчина смог добраться до дома объездными путями. 6 июня точно так же в Новую Таволжанку заехал сосед Александра, а в самом селе, говорит мужчина, за порядком следят местный глава и Росгвардия.
— Дороги в Таволжанке разбиты, некоторые крыши сгоревшие, но в принципе не так уж критично, восстановить реально, село пока не совсем разбито. Несколько человек видел: кто-то на велосипеде ездил, кто-то на мопеде. Был еще дедушка такой убежденный — курей на улице пас. Вся улица пустая, а он там один. Но, по-моему, на следующий день его вывезли. Тогда там еще никого [бойцов РДК] не было. ДРГ [диверсионно-разведывательная группа] зашла на окраину села, я так понимаю, видео поснимали, пофотографировались и вышли, ну либо наши их выгнали. Но улицы с видео [бойцов] узнаваемые, — рассказал Александр.
7 июня телеграм-канал «Пепел» со ссылкой на свои источники сообщил, что Русский добровольческий корпус снова мог зайти на территорию Новой Таволжанки, чтобы сделать фотографии и видео. В тот же день Вячеслав Гладков впервые после эвакуации местных жителей приехал в село. Он заявил, что РДГ на территории Новой Таволжанки нет.
После вооруженных рейдов РДГ медиа называют Новую Таволжанку «серой зоной», которую не контролирует ни одна из сторон боевого конфликта. Но местные жители надеются вернуться в село в ближайшие месяцы.
Будущее Новой Таволжанки
Александр хочет вернуться в свой дом в селе и верит, что прежняя мирная жизнь наступит в течение месяца:
— Я готов вернуться в новую Таволжанку, если ситуация станет такой же, как хотя бы до Нового года. Тогда по селу не прилетало, но было слышно [летящие снаряды] на окраинах и со стороны границы. Но к этому мы привыкли еще с осени. Что должно для этого случиться? Война должна закончиться, либо хотя бы чтобы наши отогнали [ВСУ].
Иван рассуждает о будущем менее оптимистично. Он живет в Белгороде, но уже готовится к тому, что рано или поздно из города придется уехать из-за возможных обстрелов областного центра.
— Вернуться в Таволжанку я считаю возможным только тогда, когда обе стороны объявят об окончании войны. Но это возвращение не будет радостным. Во-первых, непонятно, куда возвращаться, что с домом. Во-вторых, как раньше уже не будет, по лесочку уже не пройдешься. Эхо войны здесь будет еще долго. Не будет так мирно, причем несколько лет, — объяснил Иван.
Обстрелы Шебекина и Новой Таволжанки мужчина осуждает и признается, что ему страшно за жителей приграничных населенных пунктов.
— Я хочу быть последовательным: если я переживаю за людей и осуждаю обстрелы в Украине, то я осуждаю и обстрелы Шебекино, Таволжанки и Грайворона [в этом селе тоже был вооруженный рейд]. Я не то чтобы смирился, но у меня была в голове мысль, что это [обстрелы российских территорий] рано или поздно бы произошло. Обстрелы мирного населения — это военное преступление, что ж тут говорить. Я так отношусь и к тому, что происходит в Украине, а сейчас — к тому, что у меня здесь происходит.
7 июня 40 снарядов прилетели в Новую Таволжанку. Они повредили два многоквартирных дома и восемь частных. По сообщениям властей, люди не пострадали.
Вячеслав Гладков пообещал жителям Новой Таволжанки и некоторых других пострадавших от обстрелов населенных пунктов две единоразовые выплаты. Первая в 10 тыс. руб. должна поступить людям в июне. О сумме и сроках второй выплаты власти не сообщали.