Сильнейшее за последние 20 лет землетрясение магнитудой 6,9 произошло в Камчатском крае днем 3 апреля. Повреждены многие дома в Петропавловске-Камчатском, Вилючинске и Елизовском районе: на них появились трещины, обвалилась штукатурка, с некоторых стен упали плиты. Среди людей пострадавших не было.

Губернатор региона пообещал жителям, что специалисты проверят здания, однако жители утверждают, что глава лжет: с последствиями инцидента никто ничего не делает. Тем более что через неделю после землетрясения на Камчатке произошел сильный выброс пепла из-за извержения вулкана — все внимание губернатор переключил на этот вопрос.

Как камчатцы пережили землетрясение и теперь ждут действий от властей — в материале «7х7».

«Младшая дочь плакала и говорила, что не хочет умирать»

 

Марина с детства живет в Елизово, городе с населением около 35 тыс. человек, расположенном в центре Камчатского края. По словам женщины, землетрясением тут никого не удивишь, едва заметные толчки происходят фактически каждый день, сильные — гораздо реже.

Самое страшное и длинное землетрясение в жизни Марины твердо отпечаталось в памяти: оно произошло, когда ей было 16 лет.

— Это было днем, я сидела на табуретке на кухне, подперев спиной стену. Неожиданно стена ушла от меня. Я вскочила и побежала в коридор, там стены гуляли в разные стороны, их так сильно раскачивало, словно страницы книги, с которыми играет ветер, — рассказала Марина.

От страха у ее матери отнялись ноги, она упала и заплакала, сама же Марина отделалась испугом.

В 2012 году, по словам Марины, на протяжении месяца сильно «трясло» каждый день, стоял страшный гул, люди выбегали на улицу. «Тогда многие уехали с Камчатки», — сказала женщина.

Семья Марины связана с авиацией — как правило, это летчики, инженеры, экономисты, командиры. Основная часть родственников женщины уехали из Камчатки, Марину же на острове держит природа, работа и хорошая зарплата.

Несмотря на сотню пережитых толчков, при сильном землетрясении человек может впадать в ступор, объяснила женщина. Последнее сильное землетрясение 3 апреля застало ее дома с детьми.

— Я была дома с детьми и учителем среднего ребенка. Тряхнуло сильно, два раза, в панике мы бегали, чтобы одеться и выбежать на улицу. Младшая дочь плакала и говорила, что не хочет умирать. По протяженности это землетрясение короткое было, но ощутимое. Гул шел из-под земли.

 
 
 
Трещина в подъезде
Трещина в подъезде

При землетрясении Марина и ее дети не пострадали, а вот подъезд дома, построенного в 1980-х, пошел трещинами по всем этажам. Женщина оставила заявку в управляющую компанию с просьбой провести осмотр дома. «Сказали, что заявку приняли, но пока тихо, осмотр не делали», — пояснила она «7х7».

 

«Трещины толщиной в ладонь»

 

Шестиклассницу из Вилючинска, города численностью 22 тыс. человек, землетрясение застало в школе. Девочка была на втором этаже здания на уроке математики. После начала «тряски» учитель и дети, по правилам безопасности, выбежали в коридор к несущей стене, но несущая стена в классе была заставлена партами. Дети, занимающие второй и третий ряды от окна, залезли под парты.

— У всех была паника, как и у меня. Это длилось около двух-трех минут, потом все отходили довольно долго, так как такого раньше не было, тем более в школе. Когда все закончилось, я заметила, что почти у всех начала болеть голова, все сопровождалось головокружением, — рассказала шестиклассница в разговоре с «7х7».

Позже учительница, находившаяся на первом этаже здания во время землетрясения, рассказала ученикам, что слышала отчетливый треск стен.

Трещина в школе. Фото предоставлено героиней

Никто из детей не пострадал, в отличие от здания. Стены школы потрескались, посыпался потолок. По словам шестиклассницы, занятия как в день землетрясения, так и в последующие не отменили, эвакуации из здания в момент землетрясения и после него, к удивлению девочки, тоже не проводилось.

В этот же день губернатор региона Владимир Солодов инициировал проверку социально значимых и потенциально опасных зданий в районах, где были зафиксированы толчки. Для обследования зданий отправились 12 групп — всего 36 представителей МЧС. Фиксацией повреждений жилых зданий должны были заниматься управляющие компании. Уже на следующий день Солодов отрапортовал об успешном завершении проверки, заверив жителей региона и Владимира Путина о незначительных повреждениях зданий, в том числе жилых домов. В своем телеграм-канале он написал, что на домах появились трещины, обвалилась штукатурка, со стен упали плиты.

Источник: 41.mchs.gov.ru

Под рапортом главы региона жители Камчатки стали задавать вопросы:

«Когда нам дадут внятную информацию? Люди боятся ночевать дома».

«А трещины толщиной в ладонь — это считается ничего страшного[?]»

«Полнейшая болтовня, не верю губернатору! Сначала надо везде проверить, во всех квартирах и домах, объединить информацию, изучить ее и потом рапортовать! Я на Камчатке с 1990-го и такого, как сегодня, никогда не ощущал и не видел!»

Губернатор никак не комментировал, что власти будут делать с последствиями землетрясения. Последние заявления Солодов давал только по мощному выбросу пепла на Камчатке, случившемуся спустя неделю после землетрясения.

Комментарии жителей Камчатского края к посту с рапортом губернатора региона

 

«Такое ощущение, что стоишь на палубе корабля и тебя качает на волне»

 

Виталий всю жизнь живет в Петропавловске-Камчатском. Последние 18 лет — в кирпичном двухэтажном доме 1955 года постройки, который власти обещали расселить еще в 2019 году. Как и любой другой житель Камчатки, Виталий привык к каждодневным мелким толчкам. Последнее крупное землетрясение застало мужчину на улице.

Источник: pkgo.ru

— Сначала я не понял, что происходит. Такое ощущение, что стоишь на палубе корабля и тебя качает на волне. Потом я обратил внимание на строение, находящееся рядом, там стекло в окне дрожало, а рядом стоящие деревья раскачивались из стороны в сторону, хотя на тот момент ветра вообще не было, — рассказал Виталий. 

В момент землетрясения дома находилась 14-летняя дочь Виталия, она в панике позвонила маме и рассказала, что дома с полок падают вещи, а стены издают страшный гул, похожий на грохот. Придя домой, мужчина увидел, что дом, и так признанный аварийным, покрылся новыми трещинами, а в стенах дома появились сквозные дыры.

 
 
 
Источник фото: https://pkgo.ru/
Источник фото: https://pkgo.ru/

По словам Виталия, дом на восемь квартир, в котором живет мужчина с семьей, является собственностью муниципалитета и лишь одна квартира оформлена в собственность. Из этих восьми квартир заселены только четыре. По счастливому стечению обстоятельств квартира, в стене которой появились сквозные дыры, пустует.

Мужчина рассказал корреспонденту «7х7», что анонсированной губернатором проверки не было. По его словам, после землетрясения на входную дверь дома лишь наклеили бумагу, что дом аварийный и жильцы могут воспользоваться общежитием маневренного фонда для временного проживания. Виталий также обратился в канал администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, где ему снова предложили переселиться (переписка есть в распоряжении редакции).

Объявление на подъезде дома. Фото предоставлено Виталием

По словам Виталия, никто из его соседей не воспользовался предложением властей: они считают, что у этого жилья низкое качество.

Землетрясение, случившееся 3 апреля, по словам Виталия, стало сильнейшим с весны 1993 года. Тогда мужчина наблюдал «волны на земле», на улице стоял страшный треск. Мужчина рассказывает, что не держит у порога экстренного чемоданчика, считает, что в случае еще более мощного землетрясения убежать не удастся — лестница сложится мгновенно. Уезжать с Камчатки мужчина не хочет, держит «девственная природа», но он не отрицает перспективу переезда на материк.

 

«Нас с детства учили, что лестницы рушатся первыми»

 

Александру из Петропавловска-Камчатского землетрясение застало на работе — девушка трудится медиком в частной клинике. Почувствовав «качку» и услышав сильный гул, она с коллегами бросилась к выходу.

— Я вцепилась в косяк и выла от страха, кто-то хотел выбежать на лестницу, я остановила. Нас с детства в школах учили, что лестницы рушатся первыми. Качка стихла, и мы побежали на улицу, полчаса стояли ждали афтершоков [повторные толчки, вызванные основным землетрясением]. Потом вернулись на работу и продолжили свои дела, — вспомнила девушка.

Вернувшись домой, Александра обнаружила обвалившуюся штукатурку, сорванные полки с содержимым и кошку, обезумевшую от ужаса.

С 1996 года Александра живет в деревянном трехэтажном доме, рассчитанном на 16 квартир, 1954 года постройки. После землетрясения дом «повело», пошли трещины на стенах, окнах и потолке. По словам девушки, последнее землетрясение способствовало появлению сквозняков.

Фото предоставлено Александрой

— Отопление уже не особо справляется. Буду заново штукатурить эти дырявые стены, — рассказала девушка.

Раньше Александра и ее соседи сталкивались лишь с мелкими возгораниями и протечками труб в доме. О появившихся проблемах девушка никуда не сообщала, считает, что повреждения «не настолько велики».

Девушка не ждет, что в ближайшие годы ее дом расселят, так как, по ее мнению, жители «более разваленных» домов ждут обещанного переселения десятки лет.

— В старом деревянном доме с алюминиевой проводкой жить страшно. Расселять надо весь старый город, сносить все дома и строить новые. Если взглянуть на то, сколько землетрясений и ураганов пришлось пережить старому фонду домов, то деревянные, по моему мнению, надо было расселять в первую очередь, — сказала Александра в разговоре с «7х7».

По мнению девушки, большая часть жителей Камчатки относится спокойно к присущим региону природным катаклизмам. Александра, всю жизнь прожившая на Камчатке, к землетрясениям тоже привыкла, но на пороге все равно держит чемоданчик на случай экстренней эвакуации. В сумке у девушки копии паспорта и СНИЛСа, спички, спиртовая горелка и спиртовые таблетки, крекеры, нижнее белье, носки, калорийные армейские продукты, не требующие холода для хранения, пакет медицинских принадлежностей и таблеток. В машине еще один комплект для спасения: спальный мешок, складной стул, лопата, канистра для воды, веревка.

Уезжать из региона девушка не планирует, держат зарплата (северные и региональные надбавки на Камчатке составляют около 60% зарплаты), рыбные ресурсы и природа.

— Вулканы, теплые термальные источники, а какое у нас низкое красивое небо, это просто потрясающие виды ежедневно, тут млечный путь с любого ракурса виден.

Спустя неделю, 11 апреля, в 50 км от Петропавловска-Камчатского произошло новое землетрясение магнитудой 5,8. По данным Камчатского филиала ФИЦ ЕГРН РАН «Единая геофизическая служба», новые сотрясения были афтершоками землетрясения 3 апреля. «Ощутимые афтершоки в очаговой зоне могут происходить еще в течение двух-трех недель», — уточнили в ведомстве.

 
 
 
Источник фото: https://pkgo.ru/
Источник фото: https://pkgo.ru/
Источник фото: https://pkgo.ru/

Тогда же, 11 апреля, в Камчатском крае произошел мощнейший выброс пепла из-за извержения вулкана, накрывший несколько населенных пунктов полностью. Это привлекло больше внимания СМИ и властей — сейчас территории начали расчищать от пепла.